Он родился не в палатах
И не в убранных домах
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах

Из рождественской колядки

Незадолго до того как Иисус Христос должен был появиться на свет, Дева Мария и праведный Иосиф отправились в Вифлеем, город, откуда происходил родоначальник их рода — царь Давид. В небольшом городке собралось столько людей, что все места для комфортного ночлега оказались заняты. И тут у Марии наступили роды. Как пишет евангелист Лука, и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:7).

Слова о том, что Богородица положила Сына в ясли — кормушку для скота — подразумевают, что Христос родился в месте, где могли находиться домашние животные. Именно их часто изображают на картинах с рождественскими сюжетами. На православной иконе Рождества за спеленутым Иисусом тоже изображена голова теленка. В Евангелии животные не упомянуты, но, возможно, они действительно были там и согревали Младенца Христа своим дыханием, ведь ночи в Палестине бывают холодными! В церковном предании сохранилось представление, что рядом с Иисусом находились вол и осел. «Оба эти бессловесные животные, стоя у яслей, своим дыханием согревали Младенца, по случаю тогдашнего зимнего времени, и таким образом служили своему Владыке и Творцу», — пишет, например, Димитрий Ростовский.

Образы вола и осла, склонившихся над Богомладенцем и олицетворяющих собой отличный от человека мир фауны, отражают еще один смысл пришествия в мир Спасителя. Христос пришел не только спасти человека, но и вернуть всему тварному миру, космосу способность воспринимать и усваивать Божественную благодать, которой он лишился через грехопадение Адама и Евы. Как поется в тропаре перед праздником Богоявления, «Христос явился, желая обновить все творение». И животные, склонившиеся над маленьким Иисусом, бережно и благодарно согревающие Его теплом своего дыхания — предвкушение того дня, когда, по слову апостола Павла, сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8:21).

Почему же Иисус родился в таком неприглядном месте? Почему Он в принципе пришел на землю беззащитным младенцем, а не явился в образе марвеловского супергероя во главе ангельского войска? По мысли святых отцов, это было проявлением Божественного смирения, когда Бог, по слову апостола, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил 2:7). Кроме того, это означает, что Бог не принуждает нас силой верить в Него, не подчиняет нас Себе, а предоставляет абсолютную свободу выбора, когда вера становится результатом добровольного решения человека. «Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный, беззащитный Ребенок, — размышляет протопресвитер Александр Шмеман. — Где тут принуждение к “слепому поклонению”? Где “порабощение”? He разрушаются ли здесь разом все расхожие представления о Боге, не обличается ли все то, во имя чего атеисты требуют отказа от религии? Ведь они постоянно говорят: “Человек — это звучит гордо!” А здесь все наоборот: Бог — звучит смиренно. Ничего внешнего, что принуждало бы человека унизиться, подчиниться, сдаться. Ибо не правда ли: увидеть и признать в этом Ребенке Бога можно только свободно!»

1
21
Сохранить
Поделиться: