Восточная одиссея английского фотографа
Кит Фордэм — британский фотохудожник. Его работы находятся в частных коллекциях в Великобритании и России. Долгие годы работал в сфере связей с общественностью. Учился в Лондонском колледже печати у знаменитого фотографа Ника Беркли. В последние годы много снимает в России и Центральной Европе. В этом году его выставка «Восточная душа: одиссея фотографа в России и на Балканах» с успехом прошла в культурном центре «Пушкинский дом» в Лондоне.Это было в 2003 году. Едва закончив подготовку к выставке в Трансильвании, я оказался на один день в Бухаресте. И отчасти из любопытства, отчасти из желания спрятаться от жестокой балканской жары отважился зайти в небольшую православную церковь. Глазам потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к блеску свечей. Наконец я начал различать, что происходит вокруг, и то, что я увидел, меня заворожило! И дело было не только в иконах необыкновенной красоты. Мой взгляд наткнулся на девушку лет двадцати, хорошо и даже модно одетую: она стояла наклонившись, священник покрывал ее голову епитрахилью — девушка получала отпущение грехов на глазах у всего прихода… Я запечатлел этот момент на пленку. Это была моя первая встреча с Православием, а тот снимок положил начало художественной одиссее, которую я назвал «Душа Востока».
Спустя три года я впервые приехал в Россию, и мне довелось побывать в Сергиевом Посаде. Именно эта поездка стала импульсом к тому, чтобы всерьез заняться проектом, посвященным восточному христианству. До этого и в Москве, и в других местах я фотографировал исключительно уличную жизнь. Это во многом было продиктовано особенностью моего подхода к фотографии: в работе я стараюсь ухватить естественные, не постановочные, подчас неожиданные оттенки человеческого характера и поведения. Фотографирую по наитию, руководствуясь каким-то чувством, что нужно снимать именно сию минуту, используя только «здесь и сейчас» доступный свет и пытаясь поймать, как я называю, «момент мимолетной близости».
Поэтому стержень моего творчества — интуиция. И, наверное, руководствуясь именно ею, я попросил своего друга-журналиста, который привез меня в Троице-Сергиеву Лавру, узнать, можно ли пофотографировать паломников внутри храма. Они стояли в нескончаемой очереди, чтобы приложиться к мощам, и были, казалось, абсолютно невосприимчивы к летней грозе и к летящим с неба градинам размером с яблоко! Я сделал несколько снимков людей из этой очереди, и мне очень хотелось сфотографировать их в момент поклонения мощам.
Разрешение дали при условии, что мой фотоаппарат благословят. Так, вооружившись благословленным фотоаппаратом, я вошел в храм и расположился за спиной монаха, которому подходившие к мощам паломники отдавали записки. Тихонько расположив свою «Лейку» на краешке раки, я начал снимать — с минимально допустимой выдержкой, позволяющей запечатлеть эти невероятные, пронзительные сцены. Сцены, которые остаются неизменными вот уже сотни лет…
То, что я видел и пережил в Сергиевом Посаде, стало для меня ключом к пониманию характера и души русского человека. Только так, отражая в фотографиях религиозный опыт людей в сочетании с другими сторонами их жизни — работой, учебой, домашним бытом или ночными развлечениями — я мог донести до зрителя те чувства, которые испытывал к русским. Черчилль сказал как-то, что Россия — это «загадка, тайна и парадокс». Но, разбирая фотографии, я все же не переставал надеяться, что мне удастся показать ту самую непонятную, загадочную русскую душу.
Я ведь англичанин, человек западной культуры: рос и воспитывался с мыслью о том, что все начинается с интеллекта и что рациональный подход доминирует во всем. Предполагалось, что я — историк, выпускник Лондонской школы экономики — должен всегда сначала привлекать разум и только потом уже — сердце. Но когда я путешествовал с фотоаппаратом по России, по Румынии, Черногории, Болгарии, Македонии, я был уверен: именно через сердце, от сердца, возникает наконец понимание людей восточной православной Европы. И творческий метод, который я использую в фотографии, — попытка мимолетного, но близкого соприкосновения с человеком — оказался для этого идеальным.
Я читал о России и о Балканах в газетах, журналах, видел сюжеты из этих стран по телевидению, но все это не совпадало с моим личным опытом встреч с Востоком. Кричащий гедонизм, навязчивая идея получения удовольствия от жизни — все это я наблюдал здесь не меньше, чем в Западной Европе, в США или в Австралии. Выставление напоказ своего богатства, желание постоянно развлекаться, высокий уровень преступности — все это казалось мне одинаково характерным как для западной культуры, так и для восточноевропейской. Но во время моих собственных поездок я увидел и отличие. На моих фотографиях люди не только развлекаются по выходным, но и зажигают свечи, и молятся. Молодого черногорца, только что вернувшегося с баскетбольной тренировки, и девушку в очень модных очках мой объектив ловил не чаще, чем маленькую девочку на воскресной службе в Тарусе и интеллигентного вида мужчину на литургии в день преподобной Марии Египетской в Москве.
Выставка, которая прошла в Пушкинском доме в Лондоне, — это только начало, мой первый шаг. Очень хотелось бы показать тот православный христианский мир, куда мой путь, начавшийся по чистой случайности, еще только должен меня привести — Косово, гора Афон, Сирия и даже Аддис-Абеба. Священник Вадим Закревский из Русской Православной Церкви в Лондоне сказал на открытии выставки «Душа Востока», что мой труд может помочь нам — западу и востоку Европы — сплотиться. Поэтому я чувствую, что моя одиссея должна продолжаться. Сегодня российско-британские отношения напряженные: есть вопрос Косово, есть проблема участия все большего и большего числа православных стран в Европейском союзе — эксперименте, изначально предназначенном только для Западной Европы. Все это так. Но это как раз и означает, что попытка на уровне души понять эти православные страны становится сегодня как никогда своевременной. Необходимой.
Процесс написания эссе противоположен процессу фотографирования. Я не могу позволить себе выхватывать кадры в потоке разворачивающихся событий. Напротив, от меня требуется продумывать каждое слово. И я бы очень хотел, чтобы эти слова как минимум не противоречили тем изображениям и образам, которые я стремился показать в своих снимках. Эти слова — моя попытка объяснить, почему уроженец Кембриджа провел несколько последних лет, путешествуя по России и Балканам с фотоаппаратом.

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Сергиев Посад»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Баня»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Особняк Кшесинской»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Русская школа»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Которская бухта»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Таруса»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Центральная московская церковь»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Государственный Русский музей»
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕРДЦЕ
«Санкт-Петербург»
0
0
Сохранить
Поделиться: