Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я подросток и мне 15. Столкнулся с грехом чревоугодия. Например, в пост можно печенье обычное. А я вот почему-то думаю, если съем — всё, теперь мне будет горе. Порой не могу понять, можно ли мне это или нет, потому что вроде оно и не нужно, а вроде мне нужно восполнить силы и питать печень (Синдром Жильбера, на всю жизнь). Мне уже просто кушать страшно, ведь вдруг грех. Как различить грань между тем, когда хочешь поесть, и чревоугодием? Например, я, бывало, ем меньше из-за страха греха.
Антон
Здравствуйте, Антон.
Когда мне было примерно столько же лет, сколько Вам сейчас, я задавался теми же самыми вопросами, рьяно пытаясь поститься «как полагается». И, кстати, терзания по поводу печенек тоже имели место.
Потом была семинария, и она всё расставила по своим местам, ибо когда ты вечно голодный студент, тебе уже не до досконального выяснения состава печенья, макарон или майонеза. Удалось что-то из этого найти и скушать — ты счастлив.
Помню, когда мы на первом курсе держали Рождественский пост, чувство голода было сильным как никогда. И вот кто-то из наших сокурсников раздобыл где-то бутылку нерафинированного подсолнечного масла, другой — несколько булок хлеба и мы устроили пир на весь мир: 12 мужиков с громадным удовольствием пили чай с сахаром и ели хлеб, обмоченный в растительном масле. И никому в то время даже в голову не пришло посмотреть в календарь и проверить, дозволялось ли в этот день употребление в пищу растительного масла или нет. Мы просто вкушали хлеб наш насущный, наслаждались дружным братским общением и благодарили Бога за то, что Он ниспосылал нам Свои великие дары: масло, хлеб, чай, сахар.
К чему я всё это рассказываю, Антон?
Наверное, к тому, что в посте пища — это вообще не главное, потому нет смысла доводить себя до умопомрачения, выясняя, можно ли съесть печеньку или нет. Вот помолиться от всей души — это да. Очень важно. Ещё поисповедаться и причаститься. Милостыню подать, книжку святую почитать, обидчика простить. И ещё много всего. Как говорится, не в печеньке дело.
Так что давайте так: Вы будете по мере возможности стараться воздерживаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц. Такова мера Вашего поста, превышать которую не нужно, ибо, как говорится в Евангелии, «... не вливают ... вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9,17). Берегите свой организм — он Вам ещё пригодится.
С Вашего позволения, процитирую Вам рассуждения преподобного аввы Дорофея о чревоугодии. Они — о том, к чему мы, совершая постный подвиг, должны стремиться.
«100. Есть два вида чревоугодия: первый, когда человек ищет приятной пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; второй, когда кого борет многоедение, — и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их, но хочет только есть и есть, не разбирая, каковы снеди, и заботясь только о том, чтоб наполнить чрево. Первый называется — гортанобесие, а второй — чревобесие. — Кто хочет восприять пост во очищение грехов своих, тот должен избегать обоих сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, а страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех.
101. Не только однако сказанное пред сим правило о пище должны мы соблюдать, постясь, но должны удерживаться и от всякого другого греха, чтоб, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения братий, от гнева, и от всякого другого греха, совершаемого языком. Должно также и глазами поститься, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого дела злого» (https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/40).
Однако, повторю ещё раз, Антон: во всём нужна мера.
Ну и напоследок порекомендую Вам изучить содержание проекта церковного документа «Важность поста и его соблюдение сегодня». Надеюсь, в нём Вы найдёте для себя много полезной информации.
Пусть Господь Вам поможет!