Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

Читайте в № 02/94:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!Рубрика «Письма»

Письма наших современников вперемежку с размышлениями/записями таких людей как Ф.М. Достоевский, митрополит Антоний Сурожский, Аввой Дорофеем и другими авторитетными мыслителями, с цитатами из Евангелия…

На этот раз письма — о ближних:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«Мы всегда о себе думаем и себя переживаем, будто мы — центр нашей собственной жизни, да и жизни других. Помните притчу Христову о добром самарянине. Законник спрашивает Христа: кто же мой ближний?.. Он чувствует, что центр — он сам и оглядывается вокруг: кто ближний? Христос ему отвечает: ты ближний тому, кто в тебе нуждается; он — центр. Ты призван войти в его нужду… Вот этого мы не умеем делать, не умеем ощутить, что не я в центре, что всякий человек, который около меня — и близкий, и дальний, и встречный, и поперечный — имеет свою полную, законченную судьбу, и он для Бога так же дорог, для Бога он значит так же много, как и я; и если бы меня вообще не было, этот человек был бы таким же значительным в глазах Божиих. Я могу быть случайным обстоятельством в его жизни — или проходящим, или добрым, или злым; но этот человек существует сам по себе перед Богом, он — не часть моей жизни, не обстоятельство в моей жизни, он — человек. Он призван Богом жить, Его познать и достигнуть той полноты, которая есть в одном Боге; призван войти в Царство Божие. Над этим надо задумываться и чаще, и глубже, потому что это для нас не естественно.



Митрополит Антоний Сурожский,

из книги «Человек перед Богом»

ВНИМАНИЕ: в мартовский номер мы готовим «Письма о покаянии» (не путать с «письмами об исповеди» — это предполагается в апрельский номер).

Что представляет из себя «письмо»?

Можно понять на примере октябрьского, ноябрьского, декабрьского и январского номеров.

Ждем ваших историй по адресу otklik@foma.ru

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

Колонка главного редактора

«… «Опять Вы про любовь?, — может упрекнуть меня читатель. — А как можно любить тех-то и тех-то за то-то и то-то?!» Отвечу: не надо воспринимать призыв любить ни как взрыв симпатий ко всем-на-свете с полным игнорированием чьих бы то ни было действий, ни как автоматическое прощение всех и за вся, — хотя бы потому что если мы осуждать не вправе, то можно догадаться, что и прощение — это не всегда наше право. Речь о другом: есть какие-то вещи, которые христианская совесть не может допускать», — утверждает Владимир Легойда в колонке главного редактора «Тайна самооценки, или Еще раз о том, что такое Поступок и кто такой Герой».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

Интервью номера

Награжденный двумя орденами Ленина, он отказался исполнять роль Владимира Ильича. Будучи одним из популярнейших героев советского экрана, он всю жизнь оставался верующим человеком. Народный артист СССР Алексей Баталов — о том, что значило верить в те времена, когда за это человек мог поплатиться всем, и о том, с чем он не мог бы справиться без веры сегодня — в интервью «О людях, которые дарят мне свет»:

«Мне трудно сказать, когда конкретно я пришел к вере. Еще в детстве самым счастливым для меня днем был не день рождения и не Новый год, а Пасха. Этот праздник вся большая актерская семья Баталовых всегда отмечала у бабушки.

И это был невероятный день! Во-первых, я оставался ночевать у бабушки. Во-вторых, мне разрешалось не ложиться спать всю ночь. Я мог тихонечко отщипывать маленькие кусочки пасхи, пробовать кулич. Это было настоящее, неподдельное детское счастье. Я этого никогда не забуду».

Тема номера: Межсоборное присутствие

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

Что такое Межсоборное присутствие? — на этот вопрос в своей статье отвечает заместитель управляющего делами Московской Патриархии, игумен Савва (Тутунов).

***

«В середине декабря СМИ запестрели сенсационными сообщениями: будто бы Церковь намерена разрешить духовенству участвовать в выборах в органы государственной власти. И хотя, как всегда бывает с актуальным церковными новостями, все оказалось понято журналистами не совсем так, а в результате подано аудитории в совершенно противоположном ключе, сам интерес к теме оказался неслучаен. Никаких разрешений священникам участвовать в выборах Русская Православная Церковь на самом деле не давала, а новость возникла из обсуждения проблемы на заседании Межсоборного присутствия, и стала самым видимым, но отнюдь не единственным и не самым важным результатом работы этого сравнительно нового церковного органа», — о темах, поднятых на заседании и решениях, принятым по ним, пишет Алексей Соколов в материале «Межсоборное присутствие: откровенно о главном».

В разделе «Вера»

«Соблазны. Что это такое и как им противостоять?» — делится размышлениями Сергей Худиев:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Господь (Мф 18:7). Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием — «Шоколадный батончик “Прелесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие — не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово — «искушение», обозначает совсем другое — желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

***

Не так давно, в день Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл дал интервью журналисту Дмитрию Киселеву. Рассказывая об итогах 2010 года, Святейший назвал главной из состоявшихся встреч — встречу с пациентами детского хосписа Санкт-Петербурга.

Нам показалось, что в этом номере, день выхода которого совпадает с днем второй годовщины интронизации Патриарха Кирилла, будет очень правильно опубликовать именно данный фрагмент беседы… Читайте в материале «Дети, которые уже видят Бога».

***

В рубрике «Новомученики»

Памяти священномученика Димитрия (Кедроливанского) посвящена статья игумена Дамаскина (Орловского)«По дороге на фабрику смерти»:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«…Бывало, умрет человек, придут родственники и скажут: «Батюшка, надо бы похоронить». — «Ну, что ж, конечно похороним», — ответит отец Димитрий. «Да денег у нас нет», — скажут ему родственники почившего. «Ну, о чём речь. Надо хоронить — похороним», — ответит отец Димитрий и отпевает бесплатно. То же самое было, когда приходили крестить. Близкие крещаемых зачастую уже боялись в те годы идти в крестные, и почти у всех детей, родившихся тогда в селе, стали восприемниками дети священника.

20 января 1938 года около часа ночи отец Димитрий был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске, и семья осталась без средств к существованию. Супруга священника уже не знала, как прокормить детей, но в тот же день стали приходить один за другим прихожане и приносить деньги: «Берите, матушка, я батюшке должен за похороны… я должен за крестины». Многие жертвовали из любви к пастырю и по состраданию к его семье».

***

«Правда ли, что иконы в автомобиле помогают избежать опасностей на дороге? Что делать, если я не понимаю ни слов молитв, ни вообще того, что происходит в Церкви?» — ответы на эти и другие «Простые вопросы» — в одноименной рубрике.

В разделе «Люди»

«Хроники отшельника из Тикси» — так озаглавлен интернет-дневник игумена Агафангела (Белых).

С апреля 2009 года отец Агафангел совершает миссионерское служение в Якутском Тикси. Поселок находится за Полярным кругом, даже в самые теплые дни августа температура здесь редко превышает пять градусов по Цельсию.

В Спасском храме Тикси отец Агафангел открывает мир православной веры коренному населению, окормляет семьи командированных военнослужащих, общается с местной молодежью, а заодно рассказывает о своих буднях в интернет-журнале. Мы публикуем некоторые его заметки:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«Ночью проснулся оттого, что кто-то ходил по квартире, сопел и чавкал. Оказалось, что забыли запереть дверь, и около часа ночи некий пьяный субъект в ватнике зашел в квартиру, тут же нашел (что интересно, не зажигая света — видимо, внутренним чувством каким-то) початую бутылку кагора и немедленно выпил, а потом стал шарить на кухне в поисках съестного. В качестве оправдания своего присутствия гражданин показывал пакет с мочалкой и полотенцем и говорил, что он помыться зашел. Выяснилось, что мыться он шел на ТЭЦ к друзьям, а как попал в домовой храм и с какой целью похитил с подоконника свежесоленого муксуна — ответить затруднялся. Увидев перед собой целого попа в подряснике, сей раб Божий пал на колени, попросил перекрестить его и дать ему «вон то яблочко, что на столе». В принципе, ТЭЦ в нашей стороне, поэтому товарищу были вручены остатки муксуна и «вон то яблочко», он был развернут в направлении двери и напутствован добрым словом и пожеланиями легкого пара».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

***

«Когда выйдет этот номер, исполнится сорок дней новопреставленному Кириллу Мещану, сыну одного из тех людей, на ком сегодня держится «Фома», и близкому знакомому многих из редакции журнала. Кириллу было всего двадцать три года, он только окончил институт, и вот случилась трагедия — он ушел от нас».

Памяти Кирилла Мещана посвящена статья священника, принимавшего у него исповедь, протоиерея Игоря Фомина«Приоткрытая дверь в вечность».

***

В сентябрьском номере «Фомы» за прошлый год мы публиковали очерк 12-летнего Артема Булгакова «Ангел по имени Оля» — искренний и печальный очерк о детской дружбе, о жизни и о смерти. Публикация вызвала множество откликов, она оказалась одним из самых читаемых материалов этого номера. Сейчас представляем читателю новую его работу — записки, сделанные в детском ортопедическом отделении больницы, где Артему приходится лежать каждый год (у него серьезное заболевание костей ног). Нам кажется, что его «Больничные очерки» — это не только удачные опыты начинающего журналиста, но и способ показать мир с той стороны, которая не всегда известна здоровым, благополучным людям:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«Здешний мир, крепко-накрепко вобравший в себя тихий стук костылей, резкий запах процедурного кабинета и мистическую святость операционной, целиком и полностью состоит из крайностей.

Только здесь я вижу всё многообразие человеческих эмоций! Здесь надежда и вера, тесно переплетясь в один тугой, постоянно пульсирующий болью клубок, обретают причудливые и иногда уродливые формы. Здесь молитва превращается в заговор, а заговор в молитву! Тут хватаются даже за намек, за тень надежды — и при этом не признают полутонов. Только четкие определенности. Здесь простые слова «да» и «нет» воспринимаются как абсолютная истина!»

***

О детях, ищущих маму и папу — в рубрике «У Вас будет ребенок».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

В рубрике «Семейный совет»

«Ребенку семь лет. Когда-то послушный, малыш вдрун стал дерзить, делать все по-своему и часто назло родителям».

Как быть в такой ситуации, поясняет Людмила Петрановская, заслуженный учитель России, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования — в материале «Непослушный семилетка».

***

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

Красивая женщина с безупречными манерами и органическим неприятием хамства. Заботливая жена, мама и бабушка. А еще — генерал-майор милиции, депутат Государственной думы, ученый, общественный деятель, обладающий обостренным чувством гражданского долга. Наш разговор с Татьяной Москальковой — о профессии, вере, чести и законе о полиции — в интервью «Форма и содержание»:

«…Я 10 лет, с 1974 по 1984 год, работала в отделе помилования Президиума Верховного Совета РСФСР, а там от сотрудников как раз и требовалось по совести оценить человека, то есть посмотреть на него с той стороны, с какой безличный закон иногда этого сделать не может. В справке, которую мы готовили на комиссию по помилованию, нужно было написать и о своем понимании сути происходящего, посмотреть на всё через призму высшего закона — закона нравственности. Работая над таким документами, мы выходили за рамки сухой юридической оценки поступка осужденного, смотрели, как складывалась его судьба, что случилось с его семьей, каково его отношение к совершенному преступлению. Мы учитывали поведение, желание искупить вину, характеристики из мест заключения, старались понять, насколько готов человек к жизни в обществе, не озлобился ли он на мир, не потерял ли человеческого облика».

***

«…Мело на улице — мело в душе. Погода явно не располагала к пешей прогулке. За какие-то пять минут я успела почувствовать себя настоящей «снежной бабой». Поэтому, когда рядом вдруг остановился троллейбус, не раздумывая запрыгнула в открытые двери. Я не знала, что это за троллейбус и по какому маршруту он едет. Главное — укрыться побыстрей от этого надоедливого, беспощадного снега…»

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

— делится «Личным» Ольга Кирильченко в почти святочном рассказе «В поисках тепла».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

***

«Общение ребенка с компьютером нельзя пускать на самотек», — убежден инициатор создания «Лиги безопасного Интернета» в России Константин Малофеев. С ним мы беседует о том, как сделать Интернет действительно безопасным для детей, какие силы здесь могут приложить родители, а какие — государство и общество.

В разделе Культура

Крепостное право

Была ли Церковь в нем заинтересована?

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Спустя полтора века мы вспоминаем эту дату — и не случайно. Ведь многие проблемы нашей современности берут начало в крепостничестве, в порожденной им психологии масс. Но есть еще один аспект темы, важный для православного журнала. Многие люди спрашивают: а почему Церковь не возвысила голос против ужасов крепостничества? Более того — иногда Церковь прямо обвиняют в идейной поддержке крепостного права. Как же было на самом деле? Отвечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Львович Беглов.

***

«…Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме, приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью: трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, «малой Византией». И для меня этот город — прежде всего город мостов, и в прямом, и в переносном смысле. «Мост между Востоком и Западом» — хоть это выражение и стало избитым…» — признается настоятель единственного на сегодняшний день православного прихода в Венеции, иерей Алексий Ястребов.

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

О парадоксах города мостов и каналов он рассказывает в материале «Сначала венецианцы, потом — христиане».

***

В рубрике «Галерея»

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«Я очень люблю солнечный свет писать. Передать Божий свет на картине — это счастье. Я хочу воспеть этот свет», — сказал Михаил Абакумов в одной из последних своих бесед с другом… Памяти великого художника посвящена «Галерея»«Живописец света».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

***

В рубрике «Чтение»

«…Конфликт Толстого и власти неотделим от его же спора с Православием, а популярность Толстого в России того времени жестко увязана с общим состоянием социума и государства. И только внутри этого контекста автор позволяет себе обращать внимание на особенности воспитания Толстого-ребенка, на его семейные проблемы, на влияние на Толстого его окружения и т. д…», — утверждает литературный критик Павел Басинский в материале о книге Георгия Ореханова «Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой» (М.: Издательство ПСТГУ, 2010.КС 692 с.).

***

В рубрике «Строфы»

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«…За этими [стихотворными] столбиками не спрятаться, наоборот, они просвечивают тебя, как рентген — даже если ты этого сам не хочешь. К сожалению, рентгенограмму читать умеют немногие. Язык поэзии для большинства — иностранный. А ведь стоит его усвоить — и какие бездны откроются! Какое лекарство от одиночества получат все нуждающиеся!» — делится Олег Хлебников. О жизни и творчестве этого проницательного поэта — в материале редактора отдела поэзии журнала «Новый мир» Павла Крючкова — «Помилуй и прости».

***

В рубрике «Коротко»:

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

«Истории

Преподобный Иоанн Лествичник был одним из самых почитаемых духовников в своем монастыре. Однажды недоброжелатели позавидовали его славе и стали обвинять его в болтливости и лжи. Иоанн не стал спорить с ними, не стал опровергать их аргументы и доказывать собственную правоту. Он поклонился своим обвинителям и… замолчал. За целый год Лествичник не произнес ни одного слова. Лишенные необходимого им духовного наставления, его горе-критики сами же вынуждены были просить святого «болтуна» вновь заговорить».

Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!

В рубрике «Эпилог»

Своим отношением к февральскому номеру делится

академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Юрий Пивоваров:

Абсолютная истина в мире относительности

Мне кажется принципиально важным материал «Крепостное право» (с. 64), посвященный 150-летию освобождения русского крестьянства от крепостной зависимости. Пожалуй, единственный на сегодняшний день текст в СМИ, который вызвал у меня полную солидарность и сочувствие. Как историк, я не совсем согласен с автором в отдельных утверждениях, однако важнее, что он нашел совершенно точный, взвешенный, сострадательный, но не «сюсюкающий» тон при подходе к столь непростому, острому вопросу — действительно христианский тон. Судя по всему, это человек верующий, тем не менее он трезво и мужественно говорит о том, что Церковь не сыграла героической роли в освобождении народа от крепостного права.

«Христианин может быть рабом, но он не может быть рабовладельцем». Я должен сказать, что хотя и занимался изучением движения славянофилов, но эти слова удивительного русского мыслителя Алексея Хомякова впервые прочитал именно в этой публикации. Они меня совершенно потрясли: действительно, как просто, четко и ясно сказано! И это полностью относится и к нынешнему времени, когда общество снова разделено.

Эта мысль частично перекликается с темой Межсоборного Присутствия (с. 16), затронутой в этом номере: в вопросе вмешательства Церкви в дела государства и общества. Как уже немолодой человек и как специалист в социальных науках, могу сказать: чем больше Церковь будет участвовать в общественной жизни, тем лучше. Я занимался социальным христианством в Германии и понимаю, что Германия после ужаса нацизма восстановилась во многом благодаря усилиям верующих: католические и протестантские священники шли на заводы, на фабрики, на стройки, несли христианский дух в социальные, классовые отношения. Даже материальные достижения Германии связаны в том числе с активной церковной позицией. Конфессии у нас разные, но вместе с тем есть и нечто общее.

Слава Богу, усилиями нашего Патриарха Церковь увеличивает свое присутствие в мирских делах. И мне такого присутствия даже не хватает — его должно быть больше. Я резкий противник обвинений в «клерикализации» общества. Да, Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от людей. Я уверен: то, что наше общество не разорвано в пух и прах социальными противоречиями, которые продолжают накапливаться, — во многом заслуга Церкви.

В статье поднят вопрос: могут ли священнослужители избираться в Думу? До революции это было возможно. Не могу сказать, что этот опыт блестящий, однако он есть. На Западе это не принято. Что касается России — не знаю. Я занимаю здесь очень осторожную позицию. Ответ «нет» может быть поводом удалить Церковь из социальной жизни. Лично я бы приветствовал участие Церкви в нашей незрелой, юной демократии, ведь верующие люди, священники несут абсолютную истину в мир абсолютной относительности, в котором мы живем. Появление человека в рясе, с крестом может быть напоминанием о том, что, скажем, принимая бюджет, надо думать не только об экономической его целесообразности, но и о тех, кто сир, наг, голоден, беден и не может сам себя защитить.

Меня не оставило равнодушным интервью с Алексеем Баталовым (с. 10) — это, безусловно, один из любимых актеров моего поколения. Более того, это человек, который пришел на наши экраны, в наши дома не из казармы, не со стройки, а из самых глубоких кругов русской культуры. Это отражено в его лице, в походке, в поведении. И его биография доказывает, что можно жить в самое страшное время, жить в той среде, на которую обрушиваются удары, но тем не менее не изменить себе, спасти свою душу и, будучи актером, нести свет в общество. Он и в советские времена был будто посланником из другого, более чистого, высокого, классического мира русской культуры. В интервью видно, что, несмотря на все удары судьбы, человек в силах сохранить и смирение, и скромность. Влияние таких людей на нас крайне благотворно. Вот есть Баталов, вот он такой, его пример очень меня укрепляет. Наблюдаешь за ним, читаешь его слова — и словно получаешь духовную защиту от того ужаса, который часто всех нас обступает.

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.