Февральский номер журнала «Фома» — уже в продаже!Рубрика «Письма»

Письма наших современников вперемежку с размышлениями/записями таких людей как Ф.М. Достоевский, митрополит Антоний Сурожский, Аввой Дорофеем и другими авторитетными мыслителями, с цитатами из Евангелия...

На этот раз письма — о ближних:

«Мы всегда о себе думаем и себя переживаем, будто мы — центр нашей собственной жизни, да и жизни других. Помните притчу Христову о добром самарянине. Законник спрашивает Христа: кто же мой ближний?.. Он чувствует, что центр — он сам и оглядывается вокруг: кто ближний? Христос ему отвечает: ты ближний тому, кто в тебе нуждается; он — центр. Ты призван войти в его нужду... Вот этого мы не умеем делать, не умеем ощутить, что не я в центре, что всякий человек, который около меня — и близкий, и дальний, и встречный, и поперечный — имеет свою полную, законченную судьбу, и он для Бога так же дорог, для Бога он значит так же много, как и я; и если бы меня вообще не было, этот человек был бы таким же значительным в глазах Божиих. Я могу быть случайным обстоятельством в его жизни — или проходящим, или добрым, или злым; но этот человек существует сам по себе перед Богом, он — не часть моей жизни, не обстоятельство в моей жизни, он — человек. Он призван Богом жить, Его познать и достигнуть той полноты, которая есть в одном Боге; призван войти в Царство Божие. Над этим надо задумываться и чаще, и глубже, потому что это для нас не естественно.



Митрополит Антоний Сурожский,

из книги «Человек перед Богом»

ВНИМАНИЕ: в мартовский номер мы готовим «Письма о покаянии» (не путать с «письмами об исповеди» — это предполагается в апрельский номер).

Что представляет из себя «письмо»?

Можно понять на примере октябрьского, ноябрьского, декабрьского и январского номеров.

Ждем ваших историй по адресу otklik@foma.ru

Колонка главного редактора

«... «Опять Вы про любовь?, — может упрекнуть меня читатель. — А как можно любить тех-то и тех-то за то-то и то-то?!» Отвечу: не надо воспринимать призыв любить ни как взрыв симпатий ко всем-на-свете с полным игнорированием чьих бы то ни было действий, ни как автоматическое прощение всех и за вся, — хотя бы потому что если мы осуждать не вправе, то можно догадаться, что и прощение — это не всегда наше право. Речь о другом: есть какие-то вещи, которые христианская совесть не может допускать», — утверждает Владимир Легойда в колонке главного редактора «Тайна самооценки, или Еще раз о том, что такое Поступок и кто такой Герой».

Интервью номера

Награжденный двумя орденами Ленина, он отказался исполнять роль Владимира Ильича. Будучи одним из популярнейших героев советского экрана, он всю жизнь оставался верующим человеком. Народный артист СССР Алексей Баталов — о том, что значило верить в те времена, когда за это человек мог поплатиться всем, и о том, с чем он не мог бы справиться без веры сегодня — в интервью «О людях, которые дарят мне свет»:

«Мне трудно сказать, когда конкретно я пришел к вере. Еще в детстве самым счастливым для меня днем был не день рождения и не Новый год, а Пасха. Этот праздник вся большая актерская семья Баталовых всегда отмечала у бабушки.

И это был невероятный день! Во-первых, я оставался ночевать у бабушки. Во-вторых, мне разрешалось не ложиться спать всю ночь. Я мог тихонечко отщипывать маленькие кусочки пасхи, пробовать кулич. Это было настоящее, неподдельное детское счастье. Я этого никогда не забуду».

Тема номера: Межсоборное присутствие



Что такое Межсоборное присутствие? — на этот вопрос в своей статье отвечает заместитель управляющего делами Московской Патриархии, игумен Савва (Тутунов).

***

«В середине декабря СМИ запестрели сенсационными сообщениями: будто бы Церковь намерена разрешить духовенству участвовать в выборах в органы государственной власти. И хотя, как всегда бывает с актуальным церковными новостями, все оказалось понято журналистами не совсем так, а в результате подано аудитории в совершенно противоположном ключе, сам интерес к теме оказался неслучаен. Никаких разрешений священникам участвовать в выборах Русская Православная Церковь на самом деле не давала, а новость возникла из обсуждения проблемы на заседании Межсоборного присутствия, и стала самым видимым, но отнюдь не единственным и не самым важным результатом работы этого сравнительно нового церковного органа», — о темах, поднятых на заседании и решениях, принятым по ним, пишет Алексей Соколов в материале «Межсоборное присутствие: откровенно о главном».

В разделе «Вера»

«Соблазны. Что это такое и как им противостоять?» — делится размышлениями Сергей Худиев:



«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Господь (Мф 18:7). Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием — «Шоколадный батончик “Прелесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие — не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово — «искушение», обозначает совсем другое — желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям».

***

Не так давно, в день Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл дал интервью журналисту Дмитрию Киселеву. Рассказывая об итогах 2010 года, Святейший назвал главной из состоявшихся встреч — встречу с пациентами детского хосписа Санкт-Петербурга.

Нам показалось, что в этом номере, день выхода которого совпадает с днем второй годовщины интронизации Патриарха Кирилла, будет очень правильно опубликовать именно данный фрагмент беседы... Читайте в материале «Дети, которые уже видят Бога».

***

В рубрике «Новомученики»

Памяти священномученика Димитрия (Кедроливанского) посвящена статья игумена Дамаскина (Орловского)«По дороге на фабрику смерти»:



«...Бывало, умрет человек, придут родственники и скажут: «Батюшка, надо бы похоронить». — «Ну, что ж, конечно похороним», — ответит отец Димитрий. «Да денег у нас нет», — скажут ему родственники почившего. «Ну, о чём речь. Надо хоронить — похороним», — ответит отец Димитрий и отпевает бесплатно. То же самое было, когда приходили крестить. Близкие крещаемых зачастую уже боялись в те годы идти в крестные, и почти у всех детей, родившихся тогда в селе, стали восприемниками дети священника.

20 января 1938 года около часа ночи отец Димитрий был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске, и семья осталась без средств к существованию. Супруга священника уже не знала, как прокормить детей, но в тот же день стали приходить один за другим прихожане и приносить деньги: «Берите, матушка, я батюшке должен за похороны... я должен за крестины». Многие жертвовали из любви к пастырю и по состраданию к его семье».

***

«Правда ли, что иконы в автомобиле помогают избежать опасностей на дороге? Что делать, если я не понимаю ни слов молитв, ни вообще того, что происходит в Церкви?» — ответы на эти и другие «Простые вопросы» — в одноименной рубрике.

В разделе «Люди»

«Хроники отшельника из Тикси» — так озаглавлен интернет-дневник игумена Агафангела (Белых).

С апреля 2009 года отец Агафангел совершает миссионерское служение в Якутском Тикси. Поселок находится за Полярным кругом, даже в самые теплые дни августа температура здесь редко превышает пять градусов по Цельсию.

В Спасском храме Тикси отец Агафангел открывает мир православной веры коренному населению, окормляет семьи командированных военнослужащих, общается с местной молодежью, а заодно рассказывает о своих буднях в интернет-журнале. Мы публикуем некоторые его заметки:



«Ночью проснулся оттого, что кто-то ходил по квартире, сопел и чавкал. Оказалось, что забыли запереть дверь, и около часа ночи некий пьяный субъект в ватнике зашел в квартиру, тут же нашел (что интересно, не зажигая света — видимо, внутренним чувством каким-то) початую бутылку кагора и немедленно выпил, а потом стал шарить на кухне в поисках съестного. В качестве оправдания своего присутствия гражданин показывал пакет с мочалкой и полотенцем и говорил, что он помыться зашел. Выяснилось, что мыться он шел на ТЭЦ к друзьям, а как попал в домовой храм и с какой целью похитил с подоконника свежесоленого муксуна — ответить затруднялся. Увидев перед собой целого попа в подряснике, сей раб Божий пал на колени, попросил перекрестить его и дать ему «вон то яблочко, что на столе». В принципе, ТЭЦ в нашей стороне, поэтому товарищу были вручены остатки муксуна и «вон то яблочко», он был развернут в направлении двери и напутствован добрым словом и пожеланиями легкого пара».

***

«Когда выйдет этот номер, исполнится сорок дней новопреставленному Кириллу Мещану, сыну одного из тех людей, на ком сегодня держится «Фома», и близкому знакомому многих из редакции журнала. Кириллу было всего двадцать три года, он только окончил институт, и вот случилась трагедия — он ушел от нас».

Памяти Кирилла Мещана посвящена статья священника, принимавшего у него исповедь, протоиерея Игоря Фомина«Приоткрытая дверь в вечность».

***

В сентябрьском номере «Фомы» за прошлый год мы публиковали очерк 12-летнего Артема Булгакова «Ангел по имени Оля» — искренний и печальный очерк о детской дружбе, о жизни и о смерти. Публикация вызвала множество откликов, она оказалась одним из самых читаемых материалов этого номера. Сейчас представляем читателю новую его работу — записки, сделанные в детском ортопедическом отделении больницы, где Артему приходится лежать каждый год (у него серьезное заболевание костей ног). Нам кажется, что его «Больничные очерки» — это не только удачные опыты начинающего журналиста, но и способ показать мир с той стороны, которая не всегда известна здоровым, благополучным людям:



«Здешний мир, крепко-накрепко вобравший в себя тихий стук костылей, резкий запах процедурного кабинета и мистическую святость операционной, целиком и полностью состоит из крайностей.

Только здесь я вижу всё многообразие человеческих эмоций! Здесь надежда и вера, тесно переплетясь в один тугой, постоянно пульсирующий болью клубок, обретают причудливые и иногда уродливые формы. Здесь молитва превращается в заговор, а заговор в молитву! Тут хватаются даже за намек, за тень надежды — и при этом не признают полутонов. Только четкие определенности. Здесь простые слова «да» и «нет» воспринимаются как абсолютная истина!»

***

О детях, ищущих маму и папу — в рубрике «У Вас будет ребенок».

В рубрике «Семейный совет»

«Ребенку семь лет. Когда-то послушный, малыш вдрун стал дерзить, делать все по-своему и часто назло родителям».

Как быть в такой ситуации, поясняет Людмила Петрановская, заслуженный учитель России, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования — в материале «Непослушный семилетка».

***

Красивая женщина с безупречными манерами и органическим неприятием хамства. Заботливая жена, мама и бабушка. А еще — генерал-майор милиции, депутат Государственной думы, ученый, общественный деятель, обладающий обостренным чувством гражданского долга. Наш разговор с Татьяной Москальковой — о профессии, вере, чести и законе о полиции — в интервью «Форма и содержание»:

«...Я 10 лет, с 1974 по 1984 год, работала в отделе помилования Президиума Верховного Совета РСФСР, а там от сотрудников как раз и требовалось по совести оценить человека, то есть посмотреть на него с той стороны, с какой безличный закон иногда этого сделать не может. В справке, которую мы готовили на комиссию по помилованию, нужно было написать и о своем понимании сути происходящего, посмотреть на всё через призму высшего закона — закона нравственности. Работая над таким документами, мы выходили за рамки сухой юридической оценки поступка осужденного, смотрели, как складывалась его судьба, что случилось с его семьей, каково его отношение к совершенному преступлению. Мы учитывали поведение, желание искупить вину, характеристики из мест заключения, старались понять, насколько готов человек к жизни в обществе, не озлобился ли он на мир, не потерял ли человеческого облика».

***

«...Мело на улице — мело в душе. Погода явно не располагала к пешей прогулке. За какие-то пять минут я успела почувствовать себя настоящей «снежной бабой». Поэтому, когда рядом вдруг остановился троллейбус, не раздумывая запрыгнула в открытые двери. Я не знала, что это за троллейбус и по какому маршруту он едет. Главное — укрыться побыстрей от этого надоедливого, беспощадного снега...»



— делится «Личным» Ольга Кирильченко в почти святочном рассказе «В поисках тепла».

***

«Общение ребенка с компьютером нельзя пускать на самотек», — убежден инициатор создания «Лиги безопасного Интернета» в России Константин Малофеев. С ним мы беседует о том, как сделать Интернет действительно безопасным для детей, какие силы здесь могут приложить родители, а какие — государство и общество.

В разделе Культура

Крепостное право

Была ли Церковь в нем заинтересована?



150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Спустя полтора века мы вспоминаем эту дату — и не случайно. Ведь многие проблемы нашей современности берут начало в крепостничестве, в порожденной им психологии масс. Но есть еще один аспект темы, важный для православного журнала. Многие люди спрашивают: а почему Церковь не возвысила голос против ужасов крепостничества? Более того — иногда Церковь прямо обвиняют в идейной поддержке крепостного права. Как же было на самом деле? Отвечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Львович Беглов.

***

«…Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме, приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью: трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, «малой Византией». И для меня этот город — прежде всего город мостов, и в прямом, и в переносном смысле. «Мост между Востоком и Западом» — хоть это выражение и стало избитым...» — признается настоятель единственного на сегодняшний день православного прихода в Венеции, иерей Алексий Ястребов.



О парадоксах города мостов и каналов он рассказывает в материале «Сначала венецианцы, потом — христиане».

***

В рубрике «Галерея»



«Я очень люблю солнечный свет писать. Передать Божий свет на картине — это счастье. Я хочу воспеть этот свет», — сказал Михаил Абакумов в одной из последних своих бесед с другом... Памяти великого художника посвящена «Галерея»«Живописец света».

***

В рубрике «Чтение»

«...Конфликт Толстого и власти неотделим от его же спора с Православием, а популярность Толстого в России того времени жестко увязана с общим состоянием социума и государства. И только внутри этого контекста автор позволяет себе обращать внимание на особенности воспитания Толстого-ребенка, на его семейные проблемы, на влияние на Толстого его окружения и т. д...», — утверждает литературный критик Павел Басинский в материале о книге Георгия Ореханова «Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой» (М.: Издательство ПСТГУ, 2010.КС 692 с.).

***

В рубрике «Строфы»



«…За этими [стихотворными] столбиками не спрятаться, наоборот, они просвечивают тебя, как рентген — даже если ты этого сам не хочешь. К сожалению, рентгенограмму читать умеют немногие. Язык поэзии для большинства — иностранный. А ведь стоит его усвоить — и какие бездны откроются! Какое лекарство от одиночества получат все нуждающиеся!» — делится Олег Хлебников. О жизни и творчестве этого проницательного поэта — в материале редактора отдела поэзии журнала «Новый мир» Павла Крючкова — «Помилуй и прости».

***

В рубрике «Коротко»:

«Истории

Преподобный Иоанн Лествичник был одним из самых почитаемых духовников в своем монастыре. Однажды недоброжелатели позавидовали его славе и стали обвинять его в болтливости и лжи. Иоанн не стал спорить с ними, не стал опровергать их аргументы и доказывать собственную правоту. Он поклонился своим обвинителям и… замолчал. За целый год Лествичник не произнес ни одного слова. Лишенные необходимого им духовного наставления, его горе-критики сами же вынуждены были просить святого «болтуна» вновь заговорить».

В рубрике «Эпилог»

Своим отношением к февральскому номеру делится

академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Юрий Пивоваров:

Абсолютная истина в мире относительности

Мне кажется принципиально важным материал «Крепостное право» (с. 64), посвященный 150-летию освобождения русского крестьянства от крепостной зависимости. Пожалуй, единственный на сегодняшний день текст в СМИ, который вызвал у меня полную солидарность и сочувствие. Как историк, я не совсем согласен с автором в отдельных утверждениях, однако важнее, что он нашел совершенно точный, взвешенный, сострадательный, но не «сюсюкающий» тон при подходе к столь непростому, острому вопросу — действительно христианский тон. Судя по всему, это человек верующий, тем не менее он трезво и мужественно говорит о том, что Церковь не сыграла героической роли в освобождении народа от крепостного права.

«Христианин может быть рабом, но он не может быть рабовладельцем». Я должен сказать, что хотя и занимался изучением движения славянофилов, но эти слова удивительного русского мыслителя Алексея Хомякова впервые прочитал именно в этой публикации. Они меня совершенно потрясли: действительно, как просто, четко и ясно сказано! И это полностью относится и к нынешнему времени, когда общество снова разделено.

Эта мысль частично перекликается с темой Межсоборного Присутствия (с. 16), затронутой в этом номере: в вопросе вмешательства Церкви в дела государства и общества. Как уже немолодой человек и как специалист в социальных науках, могу сказать: чем больше Церковь будет участвовать в общественной жизни, тем лучше. Я занимался социальным христианством в Германии и понимаю, что Германия после ужаса нацизма восстановилась во многом благодаря усилиям верующих: католические и протестантские священники шли на заводы, на фабрики, на стройки, несли христианский дух в социальные, классовые отношения. Даже материальные достижения Германии связаны в том числе с активной церковной позицией. Конфессии у нас разные, но вместе с тем есть и нечто общее.

Слава Богу, усилиями нашего Патриарха Церковь увеличивает свое присутствие в мирских делах. И мне такого присутствия даже не хватает — его должно быть больше. Я резкий противник обвинений в «клерикализации» общества. Да, Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от людей. Я уверен: то, что наше общество не разорвано в пух и прах социальными противоречиями, которые продолжают накапливаться, — во многом заслуга Церкви.

В статье поднят вопрос: могут ли священнослужители избираться в Думу? До революции это было возможно. Не могу сказать, что этот опыт блестящий, однако он есть. На Западе это не принято. Что касается России — не знаю. Я занимаю здесь очень осторожную позицию. Ответ «нет» может быть поводом удалить Церковь из социальной жизни. Лично я бы приветствовал участие Церкви в нашей незрелой, юной демократии, ведь верующие люди, священники несут абсолютную истину в мир абсолютной относительности, в котором мы живем. Появление человека в рясе, с крестом может быть напоминанием о том, что, скажем, принимая бюджет, надо думать не только об экономической его целесообразности, но и о тех, кто сир, наг, голоден, беден и не может сам себя защитить.

Меня не оставило равнодушным интервью с Алексеем Баталовым (с. 10) — это, безусловно, один из любимых актеров моего поколения. Более того, это человек, который пришел на наши экраны, в наши дома не из казармы, не со стройки, а из самых глубоких кругов русской культуры. Это отражено в его лице, в походке, в поведении. И его биография доказывает, что можно жить в самое страшное время, жить в той среде, на которую обрушиваются удары, но тем не менее не изменить себе, спасти свою душу и, будучи актером, нести свет в общество. Он и в советские времена был будто посланником из другого, более чистого, высокого, классического мира русской культуры. В интервью видно, что, несмотря на все удары судьбы, человек в силах сохранить и смирение, и скромность. Влияние таких людей на нас крайне благотворно. Вот есть Баталов, вот он такой, его пример очень меня укрепляет. Наблюдаешь за ним, читаешь его слова — и словно получаешь духовную защиту от того ужаса, который часто всех нас обступает.

0
0
Сохранить
Поделиться: