Праздник Рождества Христова каждый год предстает перед нами, подобно древней мозаике, которая с каждой следующей точки обзора открывает наблюдателю новые грани.

Например, на иконах Рождества можно увидеть не только Иисуса Христа, Богородицу и Иосифа Обручника. Есть там и другие персонажи. Некоторые из них — волхвы или, скажем, пастухи — узнаются практически сразу. Но что там делают две женщины, которые держат на руках Спасителя и омывают его в сосуде с водой? Кто они? Эти две женщины — повитухи, помощницы в родах.

В каноническом Евангелии о них ничего не сказано. Но в качестве благочестивого предания до нас эта история все-таки дошла — в первую очередь на страницах так называемого «Протоевангелия Иакова» (II век).

Две женщины, омывающие новорожденного Иисуса на иконе Рождества. Кто они такие?
Икона Рождества Христова (фрагмент). 16 в. Греция / icons.pstgu.ru

В ней, с одной стороны, отражена практика того времени, когда к роженице приглашали повитух, которые принимали роды, а с другой стороны, содержится важный вероучительный момент: рождение Иисуса Христа было безболезненным как для Самого Спасителя, так и для Его Пречистой Матери.

Древнее предание рассказывает, что после прибытия в Вифлеем Иосиф оставил Марию во временном убежище и пошел на поиски повитухи. Он делал это уже несколько раз в своей жизни — когда его первая жена рожала их старших детей. В принципе, как и большинство современников, он мог помочь Пресвятой Деве и сам, но не стал этого делать из чувства благоговейного уважения к Божьей Матери.

В поселке он встретил свою пожилую родственницу, которую и попросил помочь Марии в родах. На обратном пути, немного не дойдя до места Рождества, Иосиф и его спутница увидели яркий сноп света. Ускорив шаг и добежав до цели, они обнаружили, что Богородица уже родила Богомладенца и приложила Его к груди. Повитухе ничего больше не оставалось делать, как возвратиться домой.

Увиденное поразило женщину. Впечатленная, она рассказала об этом своей знакомой, которая не поверила ей. «Девственница не может родить. Не проверю — не поверю!» — отчеканила она и устремилась к вертепу, где Богородица приводила Себя в порядок. Ворвавшись в убежище Святого семейства, повитуха уже протянула руки к Деве Марии, но была остановлена ангелом, поразившим ее параличом. Женщина раскаялась в своем неверии и получила исцеление, взяв Спасителя на руки.

Неверующую повитуху звали Саломея, а ее подругу, которая помогала Богородице в первые минуты после родов, — Гелома. Предание о них дошло до нас в нескольких вариантах, но все они отличаются друг от друга лишь незначительными деталями.

На иконе Рождества эти женщины изображаются вдвоем — как символ всего человечества, для которого рождение в мир Спасителя навсегда осталось величайшим чудом, превосходящим наше понимание.

Кажется, что праздник Рождества Христова — такой родной, знакомый и радостный — мы знаем буквально до мелочей: его образы, события, атмосферу и символику. Но каждый год, переживая вифлеемское чудо, мы открываем в нем новые грани, которые дают возможность полнее и объемнее увидеть и понять Священную Историю.

Что-то новое постоянно открывается в иконах, исторических записях, археологических находках, свидетельствах современников, преданиях и легендах.

Наш небольшой цикл «Бытовые моменты Рождества» как раз об этом. В нем рассказывается о, на первый взгляд, не слишком важных, «бытовых» деталях Рождества Христова, которые тем не менее позволяют по-новому взглянуть на обстоятельства, сопутствующие этому чудесному событию.

Читайте также:

Сколько волхвов пришло к Младенцу Христу и что это были за люди

0
8
Сохранить
Поделиться: