Своим впечатлением от только что вышедшего на российские экраны фильма Андрея Прошкина «Орда» (производство «Православная энциклопедия) с «Фомой» поделился протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве:
Фильм «Орда», несомненно, является далекое не рядовым явлением современного российского кинематографа. На меня он произвел очень глубокое впечатление. И как произведение искусства и по концептуальному его наполнению.
Поражает и впечатляет созданный кинематографистами мир, в котором разворачивается действие картины. Может быть, Орда была и не такой, как представили ее создатели фильма, которые, кстати, и говорили, что отчасти это – историческая реконструкция, отчасти – фантазия. Но этот мир оказывается достоверным для человека XXI века. И это в данном случае самое главное.
Более существенным в фильме мне кажется тот момент, что здесь показан путь к святости на примере русской истории, истории святителя Алексия, которого мы все знаем, читали эпизоды из его жития. И этот путь к святости демонстрируется точно и тонко как раз для современного человека.
В Средние века, видимо, требовалась именно та иконографичность, в которой до нас дошли рассказы о святых в древних житиях. Современный человек, после опыта словесности Нового времени, после исторических опытов XX столетия требует не только иконографического осмысления, но и личностно – психологической достоверности.
И в фильме эта достоверность присутствует. Мы видим, что святой не родится с нимбом, а путь к святости – не шествие с красным флагом по русской истории, в том числе церковной, а - боль, кровь, слезы, осознание себя ничем и никем перед Богом, крайнее одиночество, в которое погружен главный герой фильма. И понимаем, что иным этот путь быть не может.
Мне кажется важным и то, что нет в фильме сусально-лубочного образа Древней Московской Руси. Перед зрителем – некий срез нашей истории, в котором есть и святость, и человеческие немощи, и собирание Родины, и забвение людей, которые находятся в плену. И вот именно так Родину, такую разную, можно полюбить, сопереживать ей. В отличие празднично-парадной, картинной, как ее представляют в духе псевдореалистов.
- А поймет ли то, о чем вы говорите, человек далекий от Церкви? Увидит ли он святого в бессильно корчащемся на земле человеке? Ведь фильм вышел в массовый прокат…
- Не нужно преуменьшать способности зрителей. Почему-то, когда речь заходит о «среднем зрителе», представляется некто, читающий лишь журнал «Лиза» и смотрящий исключительно «мыльные оперы». Но давайте исходить из того, что такой зритель и не пойдет на фильм «Орда». Билет в кинотеатр купят те, кому хотя бы интересны факты русской истории.
Что же касается нецерковного зрителя или не устоявшегося в мировоззрении, мне кажется, в фильме все сделано очень корректно. По сути дела, вопрос о чуде остается открытым. Оно не происходит неким видимым образом, гласом с неба под громы и молнии, со вспышками света, что было бы очень просто сделать при сегодняшних технологиях. И зритель волен верить или не верить, воспринять случившиеся как чудо от Бога или просто как стечение фактов, и решить, что исцеление ханши никак не связанным со святителем Алексием. И эта свобода, которая оставляется за зрителем, - одно из важных достоинств фильма. Не люблю слово миссионерство, но в данном случае здесь именно важный миссионерский посыл. Без какой-либо навязчивости, оставляя человеку возможность самому принимать решение. Это дорогого стоит.
- Для историков не умалит ли картина образ митрополита Алексия – мудрого, порой жесткого, если речь идет о противниках Москвы, человека?
- Фильм не является иллюстрацией жития. Хотя киноиллюстрации, наверное, тоже нужно делать, как видеоприложения к курсу ОПК. Несомненно, нужны научно-популярные и историко-публицистические фильмы по русской истории, где бы реконструировался материал, известный нам по письменным источникам.
В данном случае перед нами – очевидный миф о русской истории. И авторы «Орды» вовсе не претендую на то, чтобы сказать: «Так все и было».
Это некий, отталкивающийся от реального исторического эпизода мифологический образ, который предлагается человеку начала XXI века. И я думаю, что у нас найдется достаточное количество зрителей, развитых и чутких настолько, чтобы суметь оценить этот фильм.
Читайте также: