Сегодня Церковь празднует День Святой Троицы (он же Пятидесятница, он же Духов День). Почему у одного праздника три названия? И что он означает, в чем его смысл?
Исторически день Пятидесятницы имеет глубокие Ветхозаветные корни — в этот день Иудеи отмечали Празник Дарования Торы, то есть богооткровенного учения, отразившегося в Священом Писании Ветхого Завета. На пятидесятый день после Исхода из Египта (отсюда название «пятидесятница») евреи получают от Бога Закон и устанавливают Завет, особые отношения доверия и послушания с Богом.
Пророк Иеремия возвещает Новый Завет, который будет знаменовать уже не дарование внешнего Закона, но духовное преображение самих людей — «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34)
Именно это пророчество и исполняется в день Пятидесятницы, когда Святой Дух почивает на Богоматери и Апостолах. Поскольку речь идет о деяниях Святого Духа, то в продолжении праздника Пятидесятницы на следующий день отмечается «Духов День». События Ветхого Завета служат здесь прообразом событий Нового — как Моисей выводит народ Божий из Египта, из «дома рабства», так и Христос выводит верующих из рабства греха; как через пятьдесят дней после Исхода даруется Закон, так через пятьдесят дней после Пасхи Христовой даруется Святой Дух, наставляющий нас на всякую истину.
Другое название праздника — Троицын день, поскольку он указывает на спасительные деяния всей Святой Троицы — Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства греха и смерти, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.