В великий Праздник Пятидесятницы Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на Апостолов. Но это не только воспоминание — мы празднуем Его реальное и спасительное присутствие в нас и среди нас. Дело в том, что Христианство — это не набор убеждений или религиозных практик. Убежденный марксист, или, скажем, кантианец — это люди, у которых есть набор взглядов о мире, согласно которому они стараются жить. А вот Христианин — это явление в принципе другое; это человек, у которого есть Новая Жизнь. Человек, которого коснулся Бог и которого он сделал из мертвого — живым, который родился заново.
Евангелие — это вторжение Бога в мир, это могущественная сила Божия, которая освобождает связанных и оживляет мертвых. Это видно со стороны — пьяницы и наркоманы оставляют свои пороки, блудники превращаются в заботливых отцов семейств, преступники — в честных и законопослушных граждан. Но главное происходит в сердце человека — Бог касается его и оно становится другим. Как говорит Пророк, «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:25-27)»
Человек поворачивается от жизни «по плоти» к жизни «по Духу». Вот как пишет об этом, например, Святой Апостол Павел: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. (Гал.5:19-24)»
Что Апостол понимает под «плотью»? В современном языке «плоть», «плотской» связывают, прежде всего, с сексуальностью; но у Апостола значение этого слова гораздо шире - «дела плоти» это не только «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство», но и такие «духовные» грехи как «вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть». Можно быть вполне чуждым блуда и при этом глубоко погруженным в «дела плоти»; хуже того, можно считать себя человеком высокодуховным, подвизающимся за Истину, и быть плотским. Плоть в понимании Апостола — это наша падшая природа, с ее глубоко нарушенными устремлениями. Дело не в том, что наши природные стремления, как их создал Бог, плохи сами по себе — это не так, в другом послании Апостол резко порицает лжеучителей, которые «запрещают вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3) Дело в том, что все наши потребности — в том числе психологические (такие как потребность в признании со стороны своих ближних) или духовные (потребность знать истину и хранить ей верность) тяжко повреждены грехом.
Наверное, вы видели такие богословские дискуссии в интернете — где «вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия» достигают не меньшего накала, чем в спорах между совершенно неверующими людьми.
Кто-то считает своим долгом обличить ересь (или, во всяком случае, то, что он видит как ересь) , тут же являются обличители обличителя, которые желают поставить его на место, чуть погодя в процесс включаются обличители обличителей, выступивших против обличителя, и снежный ком охватывает новых и новых ревнителей Истины, градус раздражения нарастает, вылетают иногда выражения самые нецеремонные...
Только какое это отношение имеет к Богу? Плоды Духа это нечто совсем другое — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Да, Святой Дух обличает мир в грехе — но это бесконечно далеко от испуганной и озлобленной плоти, которая ищет повода, чтобы излить на кого-нибудь накопившееся раздражение. Обличение действенно именно когда в нем являются плоды Духа; «но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.(Иак.3:14)»
Всем нам, православным христианам, в таинствах Церкви подается Святой Дух. Но мы можем следовать или не следовать Ему. Это как с радиоприемником — Вы можете настроиться на станцию, по которой передают глупые песни и непристойные шутки; Вы можете слушать что-нибудь более достойное. Мы призваны — если продолжить эту метафору — настраиваться на волну Святого Духа, слушать Его, следовать за Ним. Это требует памяти о Боге, бодрствования. Потому что мы склонны вновь и вновь сползать к старым настройкам — к делам плоти.
Поэтому, когда в сердце поднимается «горькая сварливость» так важно остановиться и прислушаться — а что хочет от меня Святой Дух? Какие Его плоды должны увидеть мои собеседники? Ведь истина — это не только набор правильных формулировок, хотя правильные формулировки очень важны. Это, прежде всего, сила Божия, действующая в жизни верующих, и созидающая плоды, которые все должны увидеть.
Фото заставки Norbert Schnitzler