«Вай, мимо как пройдешь?! Цминда Николоз тебя сам встретит», — заверяет пожилая грузинка, чинно плывущая по мощеной улице Гришашвили. Цминда Николоз — это святитель Николай. Здесь, в Ортачала, старом районе Тбилиси, чудотворец и вправду встречает каждого прохожего: его изображение вырезано в камне на стене...

Поклонившись святому, нужно зайти в арку и подняться на три лестничных пролета, чтобы оказаться у входа в Никольский храм. Он словно боится вмешаться в классический тбилисский пейзаж — тихий уютный дворик с пестрым бельем, колышущимся на деревянных балконах, — и не позволяет себе привольно раскинуться, а предпочитает тянуться в небо. А может, просто стесняется своей молодости?

«Цминда Николоз тебя сам встретит». Как в Тбилиси верят и живут

Рядом с соседом, древним Сиони, где хранится крест святой Нины, ортачальский Никола — и впрямь желторотый птенец. Его пока еще тоненькая летопись ведется с 1855 года, когда переселившиеся из Анатолии греки возвели вместе с грузинами церковь на месте бывшей таможни. Следующая глава этой летописи повествует о богоборческих временах: в храме разместили цех по производству игрушек. А последняя, которая пишется по сей день, — возрождение.

«Цминда Николоз тебя сам встретит». Как в Тбилиси верят и живут

Восстанавливать церковь было решено в 1990-м: митрополит Кутаисский и Гаэнатский Калистрат освятил ее, а Святейший католикос-патриарх Илия II пожертвовал личные средства на обустройство. Богослужения сразу же возобновились, хотя храм находился в аварийном состоянии. Сегодня работы в нем почти завершены, осталось только закончить фрески на южной стене.

Дальше следовало бы написать стандартную фразу, что восстановлением занимались специалисты. Так оно и есть. Только все эти специалисты — прихожане Никольского храма. Они собрались вокруг настоятеля, протоиерея Бесариона Менабде: будучи архитектором по профессии, отец Бесарион участвует в возрождении и строительстве множества церквей по всей стране. В его приходе появились коллеги-архитекторы, а с ними — реставраторы, археологи и исследователи христианского искусства, известные иконописцы и резчики по камню.

Отец Абраам Соломнишвили

По типу постройки Никольский храм, увенчанный коническим граненым куполом, — классика грузинской архитектуры, которая довольно консервативна по своему укладу. Фрески, коими расписаны его стены, созданы по старым грузинским канонам. Здесь, в ортачальском Николе, трудятся, как встарь, ремесленники, — и сегодня их руки чрезвычайно востребованы в любом уголке Грузии. Местные иконописцы изучают и внедряют в современную практику византийскую и старогрузинскую технику письма. Резчики по камню убирают орнаментами стены православных святынь, а мастера деревянной резьбы оживляют народные и церковные узоры.

«Цминда Николоз тебя сам встретит». Как в Тбилиси верят и живут

Кажется, ни одно из направлений национальной духовной культуры, возрождаемой деятельным католикос-патриархом Илией II, не остается без внимания общины Никольского храма. Возобновилось в стране древнее искусство перегородчатой эмали — минанкари, и ею украшаются современные иконы и церковная утварь. Развивается многовековое искусство мозаики…

«Цминда Николоз тебя сам встретит». Как в Тбилиси верят и живут

Помимо настоятеля в приходе служат три священника. Двое из них «доросли» до сана в родной общине. Третий же, декан Тбилисской духовной семинарии отец Абраам Соломнишвили, связан с Никольской церковью уже десять лет.

«Цминда Николоз тебя сам встретит». Как в Тбилиси верят и живут

«Такого количества храмов, как в последнюю четверть века, когда в стране прекратились преследования Церкви, наверное, не строилось за последние столетия истории иверийского христианства», — рассказывают отец Абраам и его матушка Миранда. Венцом современного церковного строительства стало возведение в столице нового кафедрального собора в честь Святой Троицы — символа возрождения в Грузии православия и патриаршества. Конечно, и его постройка не обошлась без мастеров Никольского прихода.

«Возраст храма — не в древности его стен, — рассуждает отец Абраам. — Если мы участвуем в традиции, передаем ее, продолжаем — то, создавая нынешнюю культуру, сохраняем и древность».

Фото Юлии Маковейчук

1
0
Сохранить
Поделиться: