ЦЕРКОВЬ И БЕС ПАРТИЙНОСТИ Писатель Алексей Варламов прокомментировал статью Дмитрия Губина "Бес комментариев" в журнале "Огонёк".

Предание гласит о том, что, когда в начале Гражданской войны к патриарху Тихону проникла группа офицеров Добровольческой армии с просьбой благословить Белое движение на борьбу с большевизмом, святейший им отказал. А ведь именно Тихону принадлежала едва ли не самая жесткая оценка нового режима: "Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха". И тем не менее поддерживать, даже тайно, противоборствующую сторону патриарх не стал. Значит ли это, что Русская церковь традиционно находится вне политики? Я бы сформулировал иначе: Церковь — вне партийности, то есть вне того, что составляет едва ли не самое глубокое и губительное зло русской жизни. Достаточно вспомнить, что до тех пор, пока в России не существовало явных политических партий, страна со всеми своими трудностями худо-бедно справлялась. Когда же в 1905-м партии были узаконены и меж ними началась политическая борьба, когда возникла Государственная Дума, Россию разрушили за 12 лет.
В 1990-е годы мы, к несчастью, решили второй раз наступить на те же грабли и бросились создавать разные партии. Мало нам было в советские годы одного монстра: так нет же, разбив зеркало тролля на кусочки, мы разнесли эти осколки по всей стране. Выборы по партийным спискам были узаконены, и то было ужасное, ошибочное решение, идущее вразрез с исторической памятью и здравым смыслом: ведь сегодня Россия вновь сталкивается с угрозой национального потрясения именно по той причине, что у нас есть партии, и это они, желая победить, лгут, подкупают, растаскивают нашу страну на части, начиная с самой крупной, чье название включает в себя оксюморон (как может партия, то есть часть, называться "Единой Россией"?). Их грызня, идущая поверх народных бед или же на этих бедах спекулирующая, составляет содержание нынешнего времени.
Русская церковь, которую в последнее время в каких только грехах не обвиняют, опасность этого разделения и смуты остро почувствовала. И хотя для любого верующего человека встает общий для всех вопрос, за какую из партий голосовать на выборах, как относиться к тем митингам протеста, которые проходят в крупных городах России, — никакой синодальной инструкции на сей счет, сколько мне известно, не существует. Каждый из нас волен в своем решении и несет за него личную ответственность, но кажущееся неучастие Русской православной церкви в политической жизни страны не означает, что Церковь действительно равнодушна к происходящему в Отечестве. Напротив. Вот только несколько слов из недавней проповеди святейшего патриарха Кирилла:
"Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда...Нам говорят: "Если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону — будете несчастливы". Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего XX века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то — только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье".
Я прошу прощения за длинную цитату, но она важна по той причине, что здесь сформулировано главное, что отличает голос Церкви. И не потому, что клир мудрее мира, а потому, что для людей, принадлежащих к Церкви, а тем более служащих в ней, иначе течет время, здесь своя шкала ценностей и свой опыт, позволяющий оценивать все временное с более высокой точки зрения.
Когда тоталитарные информационные технологии подводят нас к самой разной лжи, в том числе и к тому, например, что Сталин был мудрый государственный вождь и эффективный менеджер, то не демократы и либералы, а Церковь, поминающая каждый день своих новомучеников наряду с христианами иных веков, никогда эту ложь не примет. Не Конституция, не светская власть, не Госдума, не независимые СМИ или даже вольные блогеры, Церковь — гарант сохранения России, ее внутренней свободы. И то, что Церковь призывает к исторической памяти и здравому смыслу, то, что она находится в оппозиции не к "путинскому режиму" или к его противникам, а ко всякой политической вражде и лжи,— свидетельство исторической ответственности и умения различать зерна и плевелы.
Да, это нормально, что у людей есть разные политические воззрения, но ненормально, когда разногласия затмевают нам более важные вещи и мы сами не замечаем, как превращаемся в орудие чужой воли. Нет никакого греха в том, чтобы выйти на площадь, грех или, скажем мягче, глупость в том, чтобы слепо идти в колонне за слепыми вождями. Церковь призывает, в сущности, к одному: будьте зрячими и соотносите свои поступки с истинными ценностями.
"...отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божия правда, и любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости. Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25 лет так громко, что громче говорить невозможно..."
Говорит — только вот вопрос, кто ее слышит? В Кремле ли, на Болотной площади или на проспекте Сахарова... 
0
0
Сохранить
Поделиться: