Что читать в январе

Протоиерей Максим Первозванский. Мужской разговор. Место мужчины в мире. Христианский взгляд М.: Никея, 2013. — 192 с.

Книга эта — действительно разговор, диалог священника и журналиста (правда, имя и фамилия интервьюера почему-то нигде не обозначены). Мнению прот. Максима Первозванского, выпускника МИФИ, отца девятерых детей, редактора молодежного журнала «Наследник», в вопросах истинной мужественности можно доверять вполне. В беседе затронуты многие актуальные проблемы взаимоотношений мужчины и женщины. Как относиться к разделению семейных обязанностей на «мужские» и «женские»? Как правильно строить отношения с детьми? Как быть бездетным парам и как организовать домашний быт многодетным?
Один из самых актуальных вопросов, затронутых в книге — проблема супружеской измены. Когда искушения усиливаются и мы, как говорит отец Максим, начинаем оправдываться гормональными бурями и «подстраивать окружающую реальность под себя — создавать ложный мир», тогда пусть отрезвляюще прозвучит напоминание: «Перед каждым женатым мужчиной стоит вполне конкретная задача — любить одну женщину, вместе с ней воспитывать детей и вместе с ней встретить старость».

Наталья Богатырёва

Что читать в январе

Апостолы среди нас? Особенности миссии III тысячелетия 
М.: Даниловский благовестник, 2012. — 240 с.

Видел ли Бога Юрий Гагарин? От сатаны ли рок-музыка? Какой подарок сделал Бог алкоголикам? Возможна ли проповедь «от кутюр»? На эти и еще множество волнующих вопросов отвечают современные миссионеры — священники и активные прихожане. В книге мы встретим и тех, кто уже давно известен благодаря горячей проповеди. Это и епископ Якутский и Ленский Зосима. И игумен Сергий Рыбко, проповедующий на рок-концертах. И духовник отряда космонавтов игумен Иов (Талац). И протодиакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента)… Своим опытом миссионерской работы делятся врач-реаниматолог, известный модельер, популярная актриса, а также те, кто поддерживает выздоравливающих алкоголиков и наркоманов и переписывается с заключенными…
Главная мысль, которая звучит во всех интервью и статьях: для христианской проповеди нет границ. И те, чьи сердца, кажется, закрыты для Христа, на самом деле только ждут умного, доброго и тактичного пастыря. А составители выражают надежду, что пример жизни героев этой книги «вдохновит „на жатву“ неравнодушных христиан и поможет всем желающим словом и делом свидетельствовать о Христе Воскресшем».

Наталья Богатырёва

 
Что читать в январе

Лариса Подистова. Муромская быль. Роман.  Москва: Лепта Книга, 2013. — 304 с.  

Книга рекомендована читателям от десяти лет, но, на мой взгляд, это все-таки более «взрослое» чтение. На сегодняшнем безрыбье хорошей беллетристики для подростков эта книга выглядит вполне достойно. Вот только в подзаголовке надо было бы написать не «Сказание о Петре и Февронии», а «Сказание о Петре и Найдёне со товарищи». Полкниги — лихие погони, разборки добрых молодцев, переживания юного конюха, спасенного князем Петром и оставленного при княжеском дворе. И только в середине повествования появляется Феврония…
Это не пересказ жития, а вполне самостоятельное, грамотно выстроенное произведение с традиционным беллетристическим набором: динамичный, интригующий сюжет, тайны и расследования, любовный треугольник  —  все это привлечет юного, да и не только юного, читателя. С моралью тоже все определённо: верность в любви и дружбе, радение о родной земле и соотечественниках, упование на Бога. Исторический оптимизм особенно очевиден в финале: «Монах увидел, как расступается зло, поднимается из пепла сожженный дотла город, отстраиваясь заново, наполняясь жителями и жизнью… — Слава тебе, Господи! Слава Тебе!»
 
Наталья Богатырёва

 
Что читать в январе

Ольга Колпакова  Дома́ мира  Художник Ольга Громова М.: Издательский дом «Фома», 2013. — 24 с. (Настя и Никита).

Каких только домов не бывает на свете! В разных местах нашей планеты люди строили себе жилища, но каждый народ делал это по-своему. В России ставили бревенчатые избы, в Африке сооружали дома из глины, во Вьетнаме использовали легкий и прочный бамбук, а эскимосы складывали дома из плит, вырезанных в твердом снегу. Есть и переносные дома: вигвам, яранга, чум, юрта. Есть и дома на колесах: цыганская кибитка, трейлер. Дома строили на воде, в пещерах, на горных склонах. А различные замки, крепости, сооружения за кремлевскими стенами — это тоже большие дома.
Обо всем этом подробно и интересно рассказано в книге. Вы узнаете, что в наши дни встречаются не только небоскребы, но и необычные здания, наделенные почти волшебными, сказочными свойствами. В современном мире множество домов: маленькие и огромные, похожие на ракушки, на разноцветные коробки, на летающие тарелки…
Но все-таки самым главным и самым лучшим для каждого остается родной, отчий дом. К такому выводу подводит юных читателей автор книги.

Ольга Гурболикова

Что читать в январе

Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства
М.: Благовест, 2013. — 352 с.

Уверен, сама идея этой книги кому-то не по­нравится. Собрать под одной обложкой рассказы об участии православного духовенства в боевых действиях, начиная от Куликовской битвы и заканчивая Чеченской войной, может показаться пропагандой милитаризма в православной упаковке. Мол, «добро не должно быть с кулаками», а истинное христианство означает непротивление врагу силой, и потому священникам в армии, тем более воюющей, не место.
Мне, однако, кажется, что это очень на­думанная позиция. Одно дело — отношение к личным врагам, и совсем другое — к врагам Церкви и государства. Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13) — это слова Христа из Евангелия от Иоанна, и контекст Его слов подразумевает в том числе гибель в бою. Христианин, таким образом, может быть воином.
А если не просто христианин, а священник? Тут сложнее. С одной стороны, согласно канонам, священник не вправе брать в руки оружие и проливать кровь. Более того, даже самозащита без оружия ему запрещена по 27-му Апостольскому правилу. С другой — жизнь не втиснешь в какие-либо схемы, и время от времени возникают ситуации, когда священникам и монахам приходится воевать, чтобы избежать большего зла. Наверняка преподобный Сергий Радонежский понимал, что делал, направляя в помощь князю Дмитрию Донскому иноков Пересвета и Ослябю, которые приняли участие в Куликовской битве. Наверняка монахи Троице-Сергиевой Лавры, участвовавшие в обороне монастыря от польско-литовских интервентов, не совершили тем самым духовного падения... и то же можно сказать о монахах Соловецкого монастыря, с оружием в руках воевавших с англичанами во времена Крымской войны XIX века.
Но гораздо чаще священники участвовали в боевых действиях без оружия — ведя за собою бойцов, вынося с поля боя раненых, ободряя малодушных. И, конечно, совершая главное свое служение — то есть исповедуя, причащая, отпевая павших.
Об этом и рассказывает книга протоиерея Николая Агафонова. В ней собрано множество историй о подвигах православных священников на поле брани — как в древние времена, так и в современности. Автор проделал колоссальную работу, собирая материал, и в результате его книга может оказаться ценной для исторической науки.
Но главное ее достоинство — простым и внятным языком, без излишнего пафоса, рассказано о людях, которые до конца выполнили свой долг перед Отечеством земным — и Небесным. В наше циничное, духовно мутное время эти истории — как глоток чистой воды.

Виталий Каплан

0
0
Сохранить
Поделиться: