2 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского), пострадавшего в расцвете сил, когда ему исполнилось всего 43 года.
Каждый человек в большей или меньшей степени задается вопросом о счастье — что это такое и как самому стать счастливым. А счастье, как почерпнутая из колодца вода, сбегает с ладоней и проливается между пальцами. Всякий человек понимает, что счастье должно быть независимо от внешних обстоятельств — благополучны они или нет, есть ли у взыскующего счастья любимая работа или она для него всего лишь внешнее послушание, дающее ему заработок, свободен ли он или находится в неволе. А иначе, если счастье зависит от внешнего, оно становится всегда непрочным и даже не вполне достижимым, так как сводится к бесконечным заботам и хлопотам по его стяжанию и удержанию.
Внук Виленского губернатора и сын сенатора, выпускник Морского кадетского корпуса и офицер Балтийского флота Иван Георгиевич Стеблин-Каменский выбрал для себя путь служения Церкви в трудное для Русской Православной Церкви время: в 1920 году в 33 года он был рукоположен во диакона, а через три года — во священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице в Петрограде. «Принимая священство, — писал он, — я сознательно брал на себя служение Распятому…» Раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его (Ин 13:16) — эти слова Господа хорошо были известны отцу Иоанну.
Всего через год после рукоположения он был арестован и отправлен в знаменитый Соловецкий монастырь — недавнее место подвигов и молитвы, ставшее к тому времени всемирно известным концлагерем. Но и концлагерь не может сделать человека несчастным, если тот понимает, в чем именно состоит счастье. «В жизни люди часто видят мираж счастья, — писал отец Иоанн из соловецкой темницы, — исчезающий в тот момент, когда он кажется уже совсем близким. Истинное счастье непременно соединяется со служением Господу в той или иной форме и даже истекает из него... Самые тяжелые переживания, если только они воспринимаются умом и сердцем как служение Господу, делаются легко переносимыми и по вере радостно вожделенными».
Освобожденный в 1927 году, он был отправлен в административную ссылку в город Воронеж, где получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Девичьего монастыря. В 1929 году отец Иоанн снова был арестован и с бесстрашием чистой совести исповедовал свои убеждения и веру во Христа. Это было то время, когда по поводу его пастырской деятельности в публичных речах зазвучало: «Всем уже ясно, что музыка колоколов — это музыка контрреволюции».
Исповедуя свои убеждения, он говорил на допросах сотрудникам ОГПУ: «Я по отношению к советской власти лоялен, — но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и тому подобное... Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление... не отрекаюсь от того, что считаю себя одним из верных пастырей Христовой Церкви, обязанных словом, житием, духом, верою и чистотою быть образцом для верных и ограждать их от тьмы неверия, и исповедую, что по вере моей не только материализм, но и сами „врата адовы“ не одолеют Церкви Христовой».
Отец Иоанн снова был отправлен в Соловецкий концлагерь, откуда в первом же письме, предчувствуя близкий конец, написал: «Я здесь живу не совсем так, как вы себе представляете... Меня страшит не крестный путь, а, наоборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени».
Но счастье и полноту жизни, истинно понятые, у человека никоим образом нельзя отнять, если только сам человек добровольно от них не откажется. Мученическая кончина лишь в совершенстве раскрывает их полноту, соединяя навсегда со Христом. Так и случилось вечером 2 августа 1930 года, когда отец Иоанн Стеблин-Каменский, привезенный для исполнения казни в пригород города Воронежа, был расстрелян.
Полный текст жития священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) опубликован в книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 4». Тверь, 2000.