Что такое патриотизм для христианина?
Что такое патриотизм для христианина?

Что такое патриотизм для христианина?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Как с православной точки зрения выглядят в современной жизни патриотизм, космополитизм, ксенопатриотизм (любовь к чужой стране)? Не являются ли такие понятия условными или вообще политизированной выдумкой, ведь всё человечество в каком-то смысле друг другу «братья», и Бог любит всех, независимо от национальности?

Чем отличается православное понятие «патриотизма» от того, которое существует сейчас в массовом сознании людей в той же России?

Что вообще такое «патриотизм» с христианской точки зрения? Разве уместны чувства «любви» и даже «верности» к клочку земли, к дому, к стране, к истории в мире, где история забывается, имеется международный язык и международная валюта, где можно прилететь в любую страну за пару часов, грешники сменяются праведниками и наоборот, законы, общество и власть не заслуживают ни доверия, ни тем более «верности» и «подчинения», а на смену нациям и странам постепенно идет глобальное правительство для человечества?

Помогите, пожалуйста, мне, как убежденному космополиту, хоть немного понять патриотов. Спасибо!

Сергей

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Сергей! Вот с чем точно не помогу, так это с понятием патриотизма, «которое существует сейчас в массовом сознании людей в той же России», потому что я не знаком с серьезными исследованиями на тему того, как понятие «патриотизма» отражено в массовом сознании. На обывательском уровне, как говорят, интуитивно некое представление вроде как вырисовывается, но это именно «вроде как», потому что людей много и в понятие «патриотизм» каждый вложит свое или разные группы населения тоже вложат свое. Так что тут, простите, у меня просто нет под рукой четко (научно) прописанного концепта «патриотизм», который был бы выведен на основе анализа представления об этом в выборке, отражающей представления всего населения Российской Федерации. Увы.

Я соглашусь с Вами в том, что нередко концепт патриотизма используется в политической жизни, это не выдумка, это именно концепт, который обрастает определенными смыслами и коннотациями и вписывается в ту или иную программу. На основе программы возможны и добрые дела, и манипуляции. Дальше было бы уместно рассматривать конкретную программу, опять же, серьезно ее анализируя, «в общем» поговорить не получится (и, кстати, Вы имейте в виду, что многие серьезные понятия требуют именно серьезного подхода, не «в общем и целом». До тех пор, пока не определены четкие содержания понятий, хороший разговор невозможен. Конфликт и ссора — пожалуйста, а разговор по сути — увы, нет).

И теперь переходим к патриотизму с христианской точки зрения. По большому счету, истинное Отечество христианина — это Царство Небесное, то, к чему он стремится (см. текст Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?). По сравнению с этим все прочее не так важно и ценно, как и ценность земной жизни несопоставима с ценностью жизнь вечной. Но! Человек проживает и земную жизнь, и в земной жизни ему нужно обустраиваться. Самые важные отношения для человека — это отношения с Богом, все прочие связи перед этим не так ценны, но это именно в масштабе. В принципе же, на практике, мы знаем, как ценны (бесценны) истинная любовь, дружба, отношения с родителями, с друзьями, которых мы знаем много лет или которые появились недавно, отношения в браке, отношения с нашими детьми, племянниками, крестниками и так далее. Это все про любовь и про человеческие связи, потому что человеку естественно быть не в изоляции, а в связи с другими. И Церковь — это именно про единство людей, такова наша природа.

И теперь переходим в теме любви к Отечеству, я бы патриотизм определил так. В течение тысячелетий люди жили оседло и даже кочевники кочевали в пределах определенной территории. Когда твоя семья, предки, ты сам живешь на одном месте, занимаешься земледелием, пасешь скот, организуешь торговлю, строишь дом или украшаешь фамильный дом, когда с детства тебе знаком вот тот лес, этот магазин, вон в том доме живет твой лучший друг, а через несколько улиц — родственники, друзья и так далее, естественным образом формируется привязанность и любовь к данному месту, потому что оно твое. Оно может быть не самым красивым, не самым благоустроенным, но оно твое, это пространство твоей жизни. И для человека естественно украшать этот мир и обустраивать пространство, в котором он живет, через это обустройство тоже формируется связь с пространством, если хотите, да, с тем самым клочком земли.

Страна — это не только земля, это люди: родные, друзья, поколения предков. Вы можете поговорить с эмигрантами, которые потом приезжали в родную страну, как они ее чувствовали, как иначе воспринимается такая освоенная веками земля — это не то же самое, что что-то новое. И это не о том, что нельзя переезжать, а просто о естественном восприятии, которое есть в человеке, при котором твоя страна (пространство, люди) — это то, что тебе родное, просто в силу сложившихся веками обстоятельств что роднее, чем все остальные страны, и со счетов это сбрасывать нельзя. А родному хочется сделать лучше, помочь, что-нибудь для него сделать, иногда это выражается в метафоре «отдать долг», а иногда воспринимается намного проще, без пафоса. И вот это, по-моему, и есть патриотизм — любовь к Родине, понимание, что это — твой родной клочок земли, близкий, понятный. Это очень человеческое.

И вот это стремление именно к своему уголку я лично очень вижу сейчас. Конечно, мы живем в век глобализации. Но обратите внимание, как ценятся местные товары, причем не просто фабричные, а хендмейд или крафтовые. Приезжая в другую страну, турист ищет крафтовые напитки, одежду, украшения. Ручная работа ценится дороже фабричного производства, в других странах люди едут смотреть не сети гипермаркетов, которые есть везде, и есть стараются не в распространенных во всему миру кафе и ресторанах, а непременно в местных, желательно, не сетевых (если ищут знакомства со страной, а не еду подешевле), нам интересны местные напитки и фрукты, местная одежда, менталитет. Любитель путешествовать старается хоть несколько слов выучить на местном языке. И это все совсем не про глобализацию. И если Вы часто ездите, обратите внимание на то, с какими людьми Вам интереснее. Мне кажется, что в общении даже на международном уровне и в глобализированной среде лучше и достойнее выглядит человек не «без корней», а такой, который знает и ценит свое Отечество, свои корни, и не отказывается от них, а ими дорожит и на них стоит, опирается. Что-то в этом, мне кажется, есть, и о чем-то нам это говорит.

А в том, чтобы всех людей считать братьями, не впадать в национализм, уважать все страны и народы и мира и интересоваться ими, я вижу хороший интерес к многообразию этого мира и христианский взгляд на мир. О таком космополитизме можете прочитать, например, этот текст. Просто себя в многообразии мира терять не нужно.

Храни Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 4,85 из 5)
    Загрузка...
    31 марта 2021
    Поделиться:

    • Сергей
      Сергей3 месяца назадОтветить

      Денис, как сторонник либеральной глобализации и человек, интересующийся собственно самим общественным процессом глобализации, я бы привёл в пример работы Карла Шваабса. В одной из них Шваабс пишет: технологическая революция [которая и приведёт к той самой глобализации] произойдёт в любом случае, негативные и позитивные же последствия (среди негативных и возможные потери культуры и национальной идентичности отдельных народов) зависят именно от выбора участников этого процесса.

      За исход процесса глобализации в равной степени ответственны все - жители "цивилизованного мира" и жители "третьего мира", а также и власти государств-участников. А следовательно, ответственность за "сохранение культурной идентичности", как я понимаю тему, лежит в том числе и на нас. Что есть "русская культура", к примеру? Ведь можно о ней сказать и в позитивном ключе (вспомнить Пушкина, Белинского, Айвазовского, к примеру), и в негативном (рассуждая, например, о советской и постсоветской диктатуре, или о порядках российских уголовников). Что останется от русской культуры (или войдёт в общую "культуру человечества"), когда мир станет единым, таким образом, зависит от нас.

      В том, что глобализация несёт отказ от нравственных традиций и значит, отречение от Христа, я с вами не соглашусь. Этот отказ - следствие осознанного выбора отдельного человека. Только сам человек решает, что для него вера в Бога, и какие из его поступков нравственны, а какие нет.

      Если есть возможность, таким образом, СОВМЕСТИТЬ уважение к личности, соблюдение прав человека, честность и прозрачность законов с подобным же уважением к законам Божьим (и даже с патриотизмом, как его описывает Андрей), чем это плохо? Разве это не нравственно, в нашем понимании людей 21-го века? А если к этому ещё и экономическое процветание прилагается, разве это не желаемый эффект для всех обитателей планеты?

      Привёл бы ещё в пример книгу "Нравственное богословие для мирян" протоиерея Евгения Попова. В ней, уважаемый протоиерей пишет (раздел 5.7.1 - о грехах против пятой заповеди) о том, что единственной верной формой правления является царская власть (неограниченная монархия), аргументируя это тем, что только "богопомазанный человек имеет право руководить страной, и это повелось от Адама и до наших дней". Выходит, все существующие ныне формы правления - демократии, автократии, тоталитарные режимы, все гибридные формы правления в мире, и в том числе нынешняя электоральная автократия в РФ - антихристианские формы общественного устройства? В средневековье, да и в российском девятнадцатом веке (когда и написана данная книга) имели место быть такие взгляды, но разве "богопомазания" цари автоматически переставали быть негодяями, а выборные правители ими становились из-за того что не "помазаны"? Никому не хочется, чтобы обществом правили негодяи (что как раз и проталкивают упомянутые Вами "сторонники", если я верно понял Ваше к ним отношение), и на мой взгляд, в том и суть, что в неизбежной глобализации следует приложить усилие для того, чтобы негодяев в правящих кругах было как можно меньше.

    • Денис
      Денис4 месяца назадОтветить

      Иногда проще понять от противного. Что проталкивают сторонники либеральной глобализации? Отказ от своей культуры, от нравственных традицией, в конечном итоге отречение от Христа!