Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»
Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»

В храмовой архитектуре «небесами» называют потолок, свод, потолочные перекрытия. В церковной деревянной архитектуре Русского Севера «небеса» имеют вполне определенный вид и даже функцию. Это деревянные плоские клинья, соединяющиеся в центральном кольце. Их устраивали, создавая подобие купола, как в каменных храмах, с целью визуально увеличить пространство, а также сохранить тепло.
К слову сказать, у каждого архитектурного элемента храма есть свое название: небеса, паруса, своды… За каждым закреплено не только функциональное назначение, но и символическое. Купол — это всегда символ неба. Поэтому на «небесах», которые в деревянных храмах были еще и доминирующим цветовым пятном, изображались иконографические сюжеты и сцены, происходящие по христианским догматам на небе. В центре находилась большая круглая доска, где изображался оплечный Спаситель с благословляющим жестом. На клиньях — ангелы, херувимы, серафимы и пророки в полный рост.
В Воскресенском соборе города Тутаева находится чудотвор­ная икона Спасителя. Этот огромный, просто гигантских размеров, образ «Всемилостивый Спас Нерукотворный» имеет почти три метра в высоту. Дважды в год верующие идут с этой иконой крестным ходом. Когда-то Спас, написанный, по преданию, в XIV веке св. Дионисием Глушицким, был центральной иконой «небес» старого деревянного храма Бориса и Глеба. Храм сгорел, икона долго кочевала из храма в храм, была даже в Ростове. Но вернулась в Романов-Борисоглебск (Тутаев) и стала чтимой иконой.

0
1
Сохранить
Поделиться: