Александр Лавданский,  иконописец, основатель мастерской  церковного искусства «Киноварь»
Александр Лавданский,
иконописец, основатель мастерской
церковного искусства «Киноварь»

Когда мы говорим о церковном искусстве, то под басмой понимаем вовсе не красящее вещество, которое женщины используют для волос. Басма — одна из древнейших техник украшения икон. Это оклад, изготовленный из тончайшего листа металла, часто драгоценного (золота и серебра), обычно из мельхиора или латуни, с тесненным на нем рисунком. Рисунок выбивается вручную по эскизу (матрице) и может быть как орнаментальным, так и сюжетным.

Откуда появилась басма? Хотя слово по происхождению тюркское ( «байса» значит оттиск), эта техника была известна ещё древним египтянам. Когда Моисей вывел народ из Египта и на горе Синай ему были даны заповеди, то Господь говорил Моисею и о том, как следует организовать богослужение, скинию, как приносить жертвоприношения и как украсить Ковчег Завета. И было указано Моисею, что Ковчег должен быть обит снаружи и изнутри листами чистого золота.

Как же нам понять это явление, зачем это? Вот человек — существо материальное и как ему выразить свое благоговение Богу, который есть Начало всех Начал, который нематериален? Возможно ли выразить его вполне материальными вещами? И тут Господь как будто бы подсказывает нам, что сделать это можно, например, обив деревянный ковчег золотом. А что такое золото? Его блеск, такой теплый и согревающий, такой невещественный - и есть выраженный в материале символ нашего благоговения перед благодатью Святого духа.

basmaСреднюю углубленную часть иконной доски тоже называют ковчегом. С древнейших времен поля ковчега забивали басмой. Если вы пойдете в музеи Московского Кремля, то обязательно увидите басменное тиснение на древнейших образах, богослужебных книгах, даже целые иконостасы в Успенском и Благовещенском соборе.

Техника басмы была известна в Киевской Руси задолго до Крещения. Но только с христианизацией басму начали широко использовать в церковном искусстве. Наиболее популярным всегда оставался растительный орнамент, который символизировал вечное цветение и воспоминание о райском саде. Украшая таким орнаментом икону, басменщики подчеркивали живоносную силу Божественого света, исходящую от иконописного образа.
Вспомните Серафима Саровского. Когда семнадцатилетним юношей он решил подвязаться в монастыре, то кроме благословения получил от матери на дорогу серебряный рубль. Немалые, надо сказать, деньги. Придя в Саровскую обитель, святой Серафим раздробил рубль на мелкие части, раскатал на отдельные чешуйки, которыми обил поверхность деревянного креста. Он будто выразил свое благоговение перед Святым духом, которому в жертву принес самое дорогое — материнское благословение.

0
0
Сохранить
Поделиться: