Слова наставления от мудрых пастырей о том, что делать, когда происходящее вокруг нас ужасает, вызывает страх, растерянность и тревогу перед будущим.
Наше сопротивление грядущему страху одно-единственное — наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят в нашу жизнь, и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живи же спокойно, молись Богу и доверяй Ему. Господь ли не знает, как сохранить Своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему.
...Молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели.
***
Многие так часто, теряя надежду на Бога и Матерь Божию, дойдя до изнеможения, задают вопрос: «Почему, зачем она, эта бесконечно прискорбная жизнь, жизнь-страдание?»
...И вопрос этот совсем не праздный, ибо встает он пред всеми людьми, и ответ на него они получают из самой жизни и жизнью. Ибо жизни учит сама жизнь. И ответ зависит от одного существенного момента, а именно: «Како верует человек?»
...Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались: «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему есть Бог».
Вот в чем наша надежда и крепость — в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все, что происходит, — или по Его воле, или по Его попущению. Именно все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям.
...Именно в такие трудные моменты мы с вами должны твердо знать, что Бог есть вся любовь, все благо, и все, что Им посылается, — для нашей пользы. А вот самого способа, которым это делает Господь, исследовать нельзя, и нельзя унывать, нельзя роптать, когда не можем понять, что происходит. Именно в такие моменты являет человек подвиг веры и венчается спасением.
Мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай, во время неприятностей углубись в Святое Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей; своим рассудком, как ни рассуждай, без Божией помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить.
В современных условиях изменить ход дел, переменить людей почти нет возможности... В соседних больших и малых городишках слышишь только плохое. А как исправить, даже имея некую власть? Не верю я в возрождение, а можно только каждому выполнять свой долг на своем месте.
Научитесь... быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, — верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость.
...Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение... Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание.
Папа мой говорил: «Нужно не верить в Бога, а верить Богу». Потому что... просто верить в то, что Бог есть, недостаточно. Бесы тоже веруют и трепещут. Ведь сказано: Имейте веру Божию (Мк 11:23)...
Даже, бывает, и верующие люди начинают обсуждать какие-то вопросы, и так судят и эдак, но все с точки зрения земного знания. И вот мой духовный отец [протоиерей Сергий Орлов. — Прим. ред.] в таких случаях говорил: «Вы договорились до того, что про Бога забыли». И мой папа вот это же говорил, только другими словами. Чего-нибудь начнем рассуждать, а он заметит: «Ну, да! А Бог-то? Забыли, что ли, про Бога?» Без Бога-то ничего нет и быть не может.
***
...Какая война была против Церкви!.. Хватали беззащитных священников, монахов, монахинь, просто верующих людей — в кандалы, в тюрьмы... Все это свидетельство того, что мир лежит во зле и во лжи и воюет против истины, любви и добра. Война эта идет постоянно.
...Самое главное... надо стараться, если возможно, мир иметь со всеми. Как говорил наш старец отец Сергий Орлов: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно не исходило, нужно всячески бороться с тем, чтобы оно не возникло у нас в душе. От избытка сердца говорят уста (Мф 12:34, Лк 6:45).
***
Я знал рабов Божиих, которым было по 90 с лишним лет (сейчас они уже скончались), и им было предсказано оптинскими старцами, что они дождутся антихриста. Не дождались. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: вот те, которые увидят последние времена. Но этих людей уже нет. Да что там говорить, при Иоанне Златоусте думали — скоро конец. Полторы тысячи лет прошло после этого... Все эти предсказания исполнятся, как исполнились слова [пророка Ионы] о гибели Ниневии — но через несколько сот лет. Когда жители города покаялись, Господь их помиловал. Поэтому самое главное-то — каждому жить по-христиански.
...Нужно спокойно жить, трудиться, молиться, в своей семье стараться мир соблюдать, любовь, а все остальное, великое, Господь совершит.
Не забывай благодарить Бога даже в самые трудные моменты твоей жизни. Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.