Вопрос читателя:
Мир вашему дому. В разных храмах разные требования к принятию после причастия запивки и антидора. Кто требует принять сначала антидор, потом запивку. Для себя я давно решила, после наставления в одном монастыре, сначала запивку, чтобы не остались во рту святые Дары, потом антидор. А маленькая внучка постоянно смущается от этих требований. Помогите, пожалуйста.
Наталья
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Наталья, разницы нет никакой вообще! Напомню, что в некоторых Поместных Православных Церквях вообще нет традиции принимать запивку и антидор после Причастия, и ничего страшного не происходит.
Вы правы в том, что смысл запивки и антидора в том, чтобы частички Даров не остались во рту. В каком порядке Вы будете их принимать — полностью на Ваше усмотрение. Мне лично кажется вполне логичным и обоснованным то, что посоветовал Вам настоятель монастыря: сперва немного запить запивкой, далее закусить антидором, который, говоря технически, может «собрать» оставшиеся во рту частички (если они там вообще остались), а дальше уже, например, употребить антидор оставшийся вместе с запивкой.
Но если человек решит сперва съесть кусочек антидора, а потом запить запивкой, эффект насчет частичек Даров, которые могли остаться во рту, будет ровно такой же.
Я бы сказал, что т.н. «требования» по части запивки и антидора — это попытки найти наиболее оптимальный вариант, но, как Вы можете видеть из ответа, любой вариант будет правильным, разумным и, что называется, «рабочим», так что внучка пусть не смущается и выберет для себя ту последовательность, которая наиболее удобной кажется именно ей.
С Богом!