Вопрос читателя:

Мой сосед — член секты свидетелей Иеговы. Он говорит, что Литургия и Пасха неприятны Господу. Объясняет это так. Например, человек спас многих людей (например, при пожаре), получил тяжелые травмы, перенес много страданий, клиническую смерть, но все же выздоровел. Не меньше него страдали и его родители, когда он был в больнице. А теперь спасенные люди из благодарности часто напоминают ему и его родителям об этом событии, а раз в год устраивают подробную инсценировку всего случившегося и приглашают посмотреть это мероприятие его и его родителей. Человека такая благодарность бы очень расстроила и травмировала.

Я ответила, что нельзя говорить о психической травме применительно ко Христу. А он тогда сказал, что в таком случае православные считают Христа не вполне человеком, и значит, страдания Он переносил не так, как переносил бы обычный человек. Не знаю, что ему ответить.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

В таких случаях Вы отвечайте как есть: «Я человек православный, хожу на богослужения, принимаю то, как учит Церковь, уверен, что тут все верно, но пока что богословски я тебе обосновать свой ответ не могу. Но я живу так, и Церковь Христова живет так вот уже 2000 лет почти». Это правда и этого вполне достаточно. Можно короче: «Я с тобой не согласен. Но пока у меня нет слов, чтобы тебе объяснить, почему». Это ведь тоже будет правдой: Вы церковный человек, Вы верите, но обосновать Вам трудно. Ведь дело в том, что, чтобы поддержать богословский спор, нужно обладать очень большим количеством знаний и искусством дискуссии. Если у Вас этого пока нет, лучше не развязывать спор: спорить с сектантами сложно, обсуждения почти никогда не получится, а нервов Вам будет стоить очень больших.

Если коротко Вам ответить, то вот что. Вы же понимаете, что Господь на Предвечном Совете установил и решил, что спасет человечество именно таким образом, каким впоследствии и спас его. То есть Он понимал, как все будет. И литургию и Таинство Причастия Он установил Сам во время Тайной вечери, которую Церковь вспоминает на каждой литургии и особенно в Великий Четверг на Страстной неделе. Устанавливая это Таинство соединения человека с Богом, Господь прекрасно понимал, что совершаться оно будет часто, в том числе ежедневно, и устроил это все сознательно. Более того, я Вам напомню, что хлеб и вино на каждой Божественной литургии — это не символы, они становятся реальными Телом и Кровью Христовой, и ведь не без Его же согласия это происходит! Дело спасения человечества и общения Бога и человека, таким образом, совершается постоянно в течение всего года. Господь Сам накрывает человеку Свою трапезу, предлагает Причастие, и дальше уже воля человека — отозваться на этот зов или нет.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
10
0
Сохранить
Поделиться: