Рождественскую ночь называют тихой, святой, великой. В эту ночь Бог лично пришел в созданный Им мир и стал одним из нас. Но до того нередко именно по ночам происходили события, которые можно называть судьбоносными как для отдельных людей, так и для целых народов. В нашем проекте «Ночи перед Рождеством» мы рассказываем о шести таких ночах. Сегодняшний рассказ — о видении пророка Исаии, которое возвестило о Рождестве Христовом и впоследствии было воспето Александром Пушкиным.

В 1826 году Александр Сергеевич Пушкин во время своей ссылки в Михайловском написал свой знаменитый стих «Пророк». Его строки отсылают читателя к видению, которое описано в Библии и было явлено в VIII веке до Рождества Христова одному из великих пророков — Исаие.

Пророку Исаие довелось жить в один из самых мрачных периодов в истории еврейского народа. С одной стороны, Иудейское царство переживало подъем, сравнимый лишь с эпохой царя Соломона. С другой стороны, все было не столь радужно, как казалось на первый взгляд.

Что общего у пророка Исаии, Рождества Христова и Пушкина?
Фото: Уголино ди Нерио. Лондон, Национальная галерея, Общественное достояние, Wikipedia

В духовном плане Иудея погрузилась в темную, беспросветную ночь. При соблюдении всех формальных требований религии иудейское население мало чем отличалось от соседей-язычников. Оказалось, что никакие формальные предписания не могут дать человеку внутренней гармонии и святости. Это может сделать только Сам Бог.

Перед этим Богом — могущественным, окруженным шестокрылыми серафимами, охраняющими престол, — стоял молодой человек по имени Исаия. Душа его трепетала. Исаия прекрасно сознавал свою духовную убогость. Он — сын иудейского народа, и кому, как не ему, было хорошо известно о тех мерзостях, которые творились в стране. Молодой человек в священном ужасе пал ниц:

— Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис 6:5).

В ответ на эти слова один из окружающих престол ангелов взял клещи, захватил ими с жертвенника раскаленный уголь и поднес его к устам Исаии:

— Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис 6:7).

После чего Господь повелел Исаие идти в народ и проповедовать ему о бедах, которые обрушатся на него за многочисленные беззакония, и об избавлении, которое настанет после этих бед.

Позже святые отцы назвали Исаию пятым евангелистом, настолько точно и ярко он описал земную жизнь Христа Спасителя и Его крестный подвиг — за шесть веков до Его воплощения.

Само же видение, которое было пророку в самом начале его служения, является прообразом пришествия Христа: по мысли толкователей, Исаия — это образ всего человечества, чающего избавления от греха; раскаленный уголь — образ Самого Спасителя, освятившего Своим приходом падшее человечество; а клещи — прообраз Богородицы, через Которую и произошло вещественное вхождение Бога в этот мир.

0
16
Сохранить
Поделиться: