Посты, в том числе и Рождественский пост, очень часто воспринимаются в первую очередь как периоды, в которые мы не едим те или иные продукты. Нередко смысл поста сводится к разговорам и обсуждениям, что можно и что нельзя вкушать в пост, а для чего это делается, остается забытым. Если продолжить тему еды, может возникнуть вопрос не только о постной пище, но и о том, что можно пить в пост. Постараемся разобраться.
Если вернуться к теме поста, его смысл и цель — в подготовке к празднику, который предваряет период поста. Рождественский пост — это сорокадневный подготовительный период перед великим праздником Рождества Христова. Давным-давно, 20 веков назад, в мире родился Спаситель. Он пришел в мир для того, чтобы дать каждому человеку возможность после смерти оказаться в вечности с Богом, открыл каждому из нас путь на небо.
Пришествие в мир Христа – это величайшее, уникальное событие и огромная радость, потому что наконец-то стало возможно освобождение от главного ограничения, которое тяготело над всеми людьми после грехопадения Адама и Евы. Если с момента грехопадения и до Воскресения Христова все люди, умерев, должны были пребывать в аду, то есть в разлуке с Богом, то после того, как Христос родился и прошел свой жизненный путь, быть или не быть с Господом зависит от собственного выбора и способа жизни человека, то есть бытийно, онтологически, как принцип это больше не обусловлено давним поступком Адама и Евы.
И так же, как мы готовимся к любым праздникам и значимым событиям, например, закупая еду, подбирая наряды, настраиваясь внутренне, так же мы готовимся и к церковным праздникам. Просто к исключительным праздникам (Рождество Христово и Воскресение Христово) подготовка идет особенная и прежде всего — духовная.
Пост — это и есть время подготовки, когда человек, все больше дистанцируясь от мирских забот, сосредотачивается на своем внутреннем мире, состоянии своего сердца, и различными способами, практиками старается приладить его к максимально близкому к самому лучшему — состоянию мира и любви, то есть предельной близости к Богу.
Пищевые ограничения — это только часть большого арсенала духовных практик, которыми пользуются христиане ради достижения этой цели.
Так как пост — это время работы над собой, логично, что для этого нужно максимальное внимание к себе и максимальный внутренний контроль. Стало быть, в пост вводятся ограничения на алкогольные напитки и на те напитки, от которых у человека есть что-то вроде зависимости, страсти, потому что одна из мини-целей поста — это достижение внутренней независимости от мирских вещей, которые человека делают несвободным. Так что если вы не можете (в буквально смысле) жить без кофе, ограничить или исключить кофе на время поста — это очень хорошее аскетическое упражнение.
Что касается алкоголя, все сказано в главе 33 Типикона — первоисточника сведений о том, как следует проводить пост: «яко в пост… Христова рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа (т. е. примерно до 15.00 — прим. ред.), и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели, ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу. Аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне».
Иными словами, вино разрешается по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям, а также в те дни, когда в храме совершается полиелейное богослужение. О том, будет полиелей или нет, вы можете узнать, открыв церковный календарь и посмотрев текст богослужения на конкретный день.
Текст подготовлен редакцией журнала «Фома»