Среди детских вопросов о вере часто встречаются вопросы «теоретические» — то есть о ключевых моментах христианского богословия. Отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

 

Кто виноват больше в грехопадении — Адам или Ева? Наверное, Ева — она же первая взяла яблоко?

Что и как было в
Адам и Ева. Лукас Кранах, 1528

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо хорошенько разобраться в том, кто такой Адам и кто такая его Жена (именно так Адам назвал второго человека, имя Ева появилось позже). Очень важно понимать, какими их сотворил Господь Бог, в чем они похожи, а в чем различаются.

Оба они чисты и непорочны, наделены умом и способностью любить. Но из них двоих Адам — старше, сильнее. Жена младше и послабее. Она более красивая, чем Адам. Адам, когда увидел ее в первый раз — залюбовался. Но она же и беззащитнее, а Адам — ее покровитель, защитник.

Змей, когда решил обмануть людей, первым делом пристал к слабой жене, а Адам должен был ее защитить. Это он должен был сказать: «Любимая, а что это у тебя в руках? Это же тот самый плод, который несет смерть! Брось бяку!» Но Адам почему-то проглядел этот момент, уронил свое мужское достоинство. Это очень жалко. Так и повелось, что девочки должны теперь напоминать мальчикам об их важной роли — быть защитниками и отвечать за то, что происходит вокруг. А еще лучше, чтобы мальчишки помнили бы это сами.

 

Зачем Бог дал появиться дьяволу?

Что и как было в
Падшие Ангелы. Гюстав Доре. XIX век

Странный вопрос. Хочу понять, что стоит за словами «дал появиться»? Можно подумать, будто дьявол задумал появиться на свет, вылезти со всей своей злобой откуда-то из небытия, то есть из ничего, а Бог разрешил этому случиться и тем самым поучаствовал в этом.

Никакой дьявол сам себя не вызвал из ничего. Если рассуждать так, то получится, что есть два Бога: один добрый, а другой злой. Они якобы были всегда, и когда злой захотел появиться (проявить себя), то добрый ничего не смог с этим поделать. Но тогда какой же он Бог, если он не мог справиться со злом и дал ему появиться?

Библия очень ясно отвечает на этот вопрос: дьявола не было, Бог его никогда не создавал. Бог создал благих ангелов, они Его творения и все (поначалу) по своей воле Ему служили. Но один из них решил себя противопоставить Создателю. По своей свободной воле он захотел не служить Богу, а перечить Ему. Такую свободу Бог дал и людям, и ангелам. Одни ангелы и люди решили: будем слушать, сами так хотим! А другие ангелы и люди решили: не будем слушать, вот так хотим!

Вот тогда и появился сатана (в переводе с древнееврейского — противник). Почему Бог сразу его не уничтожил? Потому что Бог не для того создавал ангелов и людей, чтобы их уничтожать. Его любовь не имеет обратного хода. Это у людей так повелось: люблю, люблю, но если что не так — прибью. У Бога по-другому: Он любит, терпит, ждет. А зло умрет само, такая у него природа самоуничтожительная.

Но Бог ждет не так, как будто со стороны смотрит и ничего не делает. Он все время творит новое добро, защищает его от зла, страдает вместо со своим творением. Гордому дьяволу хочется показаться сильным. Вот он и подбрасывает вопросы о своем самопоявлении. Это похоже на то, как горшок считает себя таким же умным, как горшечник, который его вылепил. Но мало ли что думает пустой горшок, главное, чтобы мы не думали, как он.

 

Если мир был сотворен почти 7500 лет назад, то почему мы можем видеть галактики, отстоящие от нас на миллионы и миллиарды световых лет?

Что и как было в
Галактика Водоворот. Фото Nasa

Какой классный вопрос! Если тот умный парень, который его задал, действительно прочитает мой ответ, я буду просто счастлив!

Дело в том, что вопрос с подвохом. Мне очень нравятся такие вопросы, потому что отвечать надо начистоту. Подвох, как очевидно, в следующем: если, согласно Библии, миру так мало лет, и это никак не увязывается с объективными научными открытиями, согласно которым мир гораздо старше, то напрашивается вывод, что в Библии что-то не так.

Ответ №1 (шутейный). Богу ничего не стоит создать звезды с «заранее включенным светом», или такую огромную (но молодую) Вселенную, что время, которое потребовалось бы свету от дальних звезд, чтобы долететь до Земли, превышает возраст мироздания. Звезды так далеки, что их свет за 7500 лет не долетел бы до нас? Будьте спокойны: просто Бог создал звёзды с уже вытянутыми на миллионы световых лет лучами. Им осталось долететь совсем немного — и вот они и долетели!

Ответ №2 (начистоту). Я искренне уважаю христиан-фундаменталистов (ученых, старающихся построить свое мировоззрение на одних лишь фундаментальных источниках, например, на Библии). Это они считают возраст Вселенной равным сумме лет библейских событий, которые действительно можно сложить и получить 6500–7500 лет.

Но я точно знаю, что автор Библии, Господь Бог, дал эту книгу людям не для хронологических подсчетов и не как энциклопедию всех наук — а как учебник по одной науке, которая называется «как построить свои отношения с Богом». Поэтому считать ее буквальной летописью человеческой истории нельзя. Даже в обычных летописях некоторые события опускаются в силу их малой значимости для главного сюжета повествования. Там и Библия говорит о главном, но не обо всем! Получается, что даже по Библии возраст Вселенной — условная величина. Кстати сказать, и в научных предположениях разброс мнений настолько велик (от 13 до 20 миллиардов лет), что ни о какой точности и речи быть не может!

У православной веры нет догмата о точном возрасте Вселенной, нам не это важно. Нам важно, как преодолеть смерть и встретиться с живым Богом, а наши наработки по поводу того, как давно Господь этот мир создал, можно будет уточнить у Него Самого при встрече.

 

Что стало с раем после изгнания Адама и Евы?

Что и как было в
Фото spbpda

Еще один вопрос, который поразил меня в самое сердце. Причем еще больше, чем предыдущий, поразил именно своей искренностью. Если еще кто-то задумывался о рае самом по себе, как он там, бедненький, без нас? — значит, еще не все потеряно человечеством.

Рай сам по себе, первозданный человек сам по себе (а вернее, первозданная пара людей), Древо жизни вечной — вот настоящие вопросы для богословского ума. Это вопросы такого человека, который хочет туда вернуться или хотя бы понять, как все это было на самом деле!

На самом деле рай действительно был создан именно для человека и без человека его как бы и нет! Если это специальное место для встречи и совместной жизни человека и Бога, то без человека рай даже Богу не нужен. Ведь рай — не место жизни Бога, ибо Бог — вездесущ, никакое место не может Его ограничить.

Про рай можно сказать (или спросить) как про то зеркало — знаешь загадку? Что отражается в зеркале, когда в него никто не смотрит? Ничего не отражается. Отражение появляется, когда есть смотрящий, потому что отражение — это работа зрения, взгляда. Безглазый шкаф не отражается в зеркале. Отражение шкафа появляется, когда появляется чей-то взгляд, отражающийся в зеркале и направленный на шкаф.

Что-то подобное получается и с раем. Можно было бы сказать, что после изгнания человека он не закрылся, а исчез. Но мы не говорим, что он исчез. Мы знаем, что здесь есть тайна, он не мог исчезнуть совсем, потому что в нем как росло, так и растет Древо жизни вечной. Дерево это — в центре рая, оно приносит плоды каждый месяц (а для кого-то и каждую неделю), а плоды эти дают людям вечную жизнь. Когда мы возвращаемся к этому древу, рай оживает и наполняется обитателями. Подумайте сами, когда и как мы можем подойти к этому Древу — ведь это уже возможно! А не догадаетесь, спросите у мамы с папой — может, они знают.

 

Послесловие для родителей

Дорогие родители!

Отвечая с детьми на заданный мной вопрос, помогите детям понять смысл Святого причастия. Помогите им пережить это главное таинство Церкви осмысленно.

 

 

Читайте также:

     Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей

     И другие подборки Детских вопросов о Боге.

 

 

На заставке: фото Елены Ткач

 

 

2
0
Сохранить
Поделиться: