На вопросы отвечают священник Василий Гелеван (Рио-де-Жанейро, Бразилия) и психологи Ирина Дмитриева и Алла Думчева (Санкт-Петербург):
Что делать с детским враньем? Не случайным, а вдохновенным! Сын (13 лет) рассказывает, как здорово прошла тренировка и что через день будет турнир, но сам все время «тренировок» болтается с друзьями. Причем гулять ему отнюдь не возбраняется — просто скажи где и во сколько придешь. Почему это происходит? Из любви к «искусству»?
СВЯЩЕННИК: 13 лет — это возраст «протестанта», когда уже упал авторитет родителей, и подросток начинает больше прислушиваться к голосам с «улицы». Нужно обратить внимание на то, насколько искренни друг с другом родители. Дети врут потому же, почему и взрослые: ложь — следствие греховности человечества. Совесть подскажет взрослеющему сыну, во что обходится ему ложь и как трудно бывает сказать правду, но как легко становится, когда признаешься.
ПСИХОЛОГ: Скорее, причина — в неудовлетворенном спортивном честолюбии ребенка, в его растерянности от непонимания способов достижения успеха. Хорошо бы обсудить проблему совместно с тренером. Проговорить, каким образом тренер может проявить внимание к спортивным успехам ребенка, наметить реальные достижимые цели тренировок. Развитие же ситуации может запустить психологический механизм вытеснения, и ребенок вовсе откажется от достижения успеха. В данном случае сильное, но нереализованное желание Вашего сына быть успешным в спортивной области может закрепить в его поведении реакцию избегания. А она, в свою очередь, может «сработать» и в других значимых для него жизненных ситуациях. Таким образом, человек окажется беспомощным перед лицом тех реальных проблем, из которых, собственно, и состоит наша жизнь.
Моей старшей дочке почти 6 лет, но она делает все невероятно медленно. Я просто не выдерживаю, когда она садится за стол и начинает есть. Причем я раньше не замечала таких проблем. Может, она была младше, и я все делала за нее сама? А теперь, когда появилась младшая дочь (2 года), я жду помощи от старшей, но нахожу одни трудности и новые заботы. Что же меня ждет в будущем, когда она пойдет учиться? Неужели будет все время среди отстающих?
СВЯЩЕННИК: Воспитание детей — это «монастырь в мiру». Здесь закаляются родительские терпение и любовь. Скорость выполнения ребенком тех или иных задач — дело индивидуальное. Один раньше всех пошел, зато позже других заговорил, а у другого раньше прорезались зубки, зато позднее отрасли кудри. Главное — помнить: рано или поздно у всех все наладится.
ПСИХОЛОГ: Будет, если ей это постоянно внушать и снижать ее самооценку. Такое поведение может быть отражением либо особенностей темперамента (медленного темпа психических процессов), либо реакции дочери на появление младшей сестры: способом привлечь внимание матери к себе. В том и другом случае надо создавать дочери условия успешности в действиях, используя максимум возможностей для этого, обязательно отмечая любой успех.
Моей второй дочери нет и двух лет. Весь этот год она «сторожила», поджидая свою сестричку у дверей кабинетов, где та занималась танцами или пением. В последнее время преподаватели начали допускать ее на занятия, она высиживает спокойно 50 минут на хоре, не всегда участвуя, но и не мешая. Хочется узнать, в каком возрасте стоит отдавать ребенка на разного рода занятия: музыку, танцы, пение, в воскресную школу?
СВЯЩЕННИК: Здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. И главное — не КОГДА отдавать, а КУДА. Нравится ли ему самому какой-то род занятий или нет. Если «да», он с пеленок проявит склонность к этому. Будущие музыканты зачастую уже в колыбели плачут в тон музыке. Дети хореографов — танцуют чуть ли не с пеленок. А у художников дети сразу правильно берут в руки карандаш. Со временем увлечение переходит от детских игр к тренировкам. Самый подходящий возраст для начала занятий — это пять лет. Например, в этом возрасте начала заниматься танцами Илзе Лиепа. А сын священника, будущий митрополит Кирилл (Гундяев) в пять лет уже умел отслужить литию.
ПСИХОЛОГ: Тогда, когда сам ребенок будет готов, проявит интерес к определенному занятию. Правда, найти квалифицированного педагога для соответствующего возраста — трудная задача. Ищите не только педагога. Обратите внимание на педагогический коллектив: насколько педагоги едины в своих требованиях и в отношении к детям, на какие ценности опираются, какова общая атмосфера студии (кружка, творческого коллектива).