Вопрос читателя:

В духовной литературе много пишут о красоте девства, хранении целомудрия, хвалят хранящих целомудрие. Священники сетуют, что люди, молодежь часто стесняются своего целомудрия.

Мне кажется, что не целомудрия стесняются, а НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ. Даже письма на православные сайты пишут, что ненавидят себя именно за невостребованную девственность. Грубо говоря, что кто-то не сумел понравиться хотя бы просто для одноразового интима. Не потому невинен, что отказывается от непристойных предложений, храня целомудрие, а просто никто не предлагает даже. Этого и стесняются.

Конечно, читать о красоте невинности хорошо, но ведь часто оно просто вынужденно, поэтому не является добродетелью. Ты просто никому не нравишься, вот и всё. Никакой красоты в этом нет. И сейчас в православной среде очень много незамужних девушек уже в таком возрасте, что советуют лучше быть одной, как есть, потому что возраст... Потому что православных мужчин уже нет неженатых в окружении в подходящем возрасте... Вообще подходящих мужчин нет в окружении.

И вот такая вынужденная невинность — обуза и унизительное свойство, не добродетель, а просто подчеркивает никчемность, неинтересность, «бракованность», особенно когда человек хотел любить и быть любимым. Но даже не смог никому понравиться для одноразового интима. Хотелось бы спросить именно о вынужденном целомудрии, которое ты не защищаешь, не хранишь, потому что никто не посягает.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Вы подняли, наверное, актуальную тему. Давайте попробуем о ней поговорить.

Думаю, всем уже понятно, что целомудрие — это не только девственность, а такое состояние человека, при котором он имеет совершенную целостность внутреннего и телесного мира. Если человек в браке по любви, он целомудрен, потому что его физическое и внутреннее состояние соответствуют брачным, если он не в браке, естественным выражением целомудрия на физическом уровне является девство. В этом смысле целомудрие прекрасно, потому что цельный человек, не растерзанный грехами, какими-то разнонаправленными внутренними размышлениями и конфликтами поистине прекрасен. Таких людей очень мало. Про внутренний мир вообще говорить тяжело, и искушений и помыслов тут много, но если человек на телесном уровне сохранил цельность, это уже кое-что. Почему же не писать о красоте этого? Это прекрасно, потому что правильно и соответствует Божьему замыслу, по части телесной — в том, что вне брака телесных отношений у человека нет.

Не состоялся ли брак по причине нежелания самого человека или просто не вышло, сути не меняет: телесная цельность остается, и это намного более правильно и по-человечески (в свете Божественного замысла), чем любые внебрачные связи. Это точно.

А дальше — вопрос о том, в каком состоянии человек пребывает внутренне. Конечно, если телесно он девственен, ну внутри разжигается, то о целомудрии говорить не приходится, или если он завидует, или тщеславится, или делает какие-то козни, обманывает, лукавит — все это не украшает человека, и он невинен, но не целомудрен.

Теперь далее, речь о юношах и девушках, мужчинах и женщинах (в смысле возраста), которые не создали пару, потому что никто не захотел с ними быть или не сложилось. И вот тут возникает то самое сожаление о своей невостребованности. Да, это очень грустно, очень печально видеть, что кто-то лучше тебя или кому-то повезло больше, это правда. И раз мы говорим о том, чтобы честно себе самому признаться в том, что вышло, давайте и попробуем очень аккуратно немного продолжить этот разговор дальше.

Человек стесняется своей невостребованности на брачном рынке. Но ведь никому не нужна просто востребованность, всем нужен один-единственный человек, который будет любить и которого будете любить Вы сами. Если Вам нужен брак просто ради брака, уверяю Вас, при желании онлайн можно найти людей, которым брак нужен «для галочки», для продвижения в карьере, например, или потому что родители говорят, что пора жениться, или надоело жить одному и нужна хозяйка в доме (это для мужчин), или хочется переехать в другой город, и девушка готова вести хозяйство на правах жены, с тем чтобы мужчина был от этих хлопот свободен. Это называется брак по расчету, и если Вас устроит такой, все, что Вам нужно — это четко подойти под определенные критерии. Это определенный труд, это значит признаться себе, что брак Вам нужен сам по себе как брак, и Вы не ждете от супруга или супруги ответных чувств, а будете просто выполнять условия договора. Такие браки при обоюдном соблюдении сторонами условий могут быть очень крепкими и на всю жизнь. Иногда в них появляется и любовь, но не всегда.

Другое дело — если Вы ищете чувств. Вот тут сложнее, как Вы понимаете, не все, кто в браке, в браке по любви. Найти близкого по духу человека — это не всегда просто. Не знаю, стоит ли размышлять тут именно в разрезе конкуренции. Если брак по расчету — да, тут надо быть готовым, что это как на рынке, и если кого-то предложил условия лучше Ваших, что ж, это реальность и надо быть к ней готовым, раз уж Вы вышли на «рынок». Если брак по чувствам — тут надо стараться жить честно перед Богом и собой, потому что только при таком подходе есть шанс встретиться с другим близким человеком, потому что иначе сердце будет покрыто грехами, тщеславием, неверным мнением о себе, взгляд будет неясный, и своего человека можно просто не увидеть. При таком подходе человек идет от очень глубокой духовной жизни, через саморефлексию, через очень строгую и внимательную духовную жизнь. И когда он живет таким образом, он учится очень многому, в том числе и с миром принимать то, что ему дает или не дает Господь. Да, он будет печалиться, если останется один, но он будет и понимать, что, значит, такова правда воля Божия, потому что он-то сделал со своей стороны все возможное, чтобы не пропустить встречу. А если воля Божия, значит, это самое лучшее, что может быть в жизни, к тому же, исполнения воли Божией не стесняются.

Я бы советовал все воспринимать спокойно, максимально честно и с молитвой к Богу анализировать свою ситуацию и положиться на волю Божию, только не внешне и на словах, а в глубине сердца. Это сложно, но попробуйте.

А что касается вынужденной добродетели, так о чем речь... И пост ценится, когда он добровольный, а не вынужденный (например, по причине войны или просто Вы переехали в какое-то православное общежитие, где еда только постная), и смирение ценно не на словах или вынужденное, а в ситуации, когда возможен выбор между ним и чем-то еще. С целомудрием, кажется, разобрались выше: оно вынужденным не бывает, потому что является результатом большой внутренней работы с собой.

Что же касается единичных связей, ну не надо поддаваться на это лукавство... Для единичных связей особенно девушке не нужно обладать никакими особыми качествами, кроме согласия в эту связь вступить. Но я не думаю, что какой-то девушке интересно послужить просто инструментом удовлетворения физиологической потребности мужчины, который не ищет ничего иного, кроме как этого удовлетворения. Это вообще не про ценность девушки. Мужчинам в этом смысле сложнее, но и женщин, которые искали бы подобного удовлетворения, меньше, чем мужчин. И, положа руку на сердце, ни к чему хорошему такие удовлетворения не приводят, так что этот пример надо сразу отбросить, он не про «нравится» вообще, а часто про «подвернуться под руку».

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
19
0
Сохранить
Поделиться: