Вопрос читателя:

В Евангелии от Матфея, глава 15, говорится о каком-то обычае древних евреев, связанном с отношением к родителям: «если кто скажет отцу или матери: Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался». Что это был за обычай или предание?

Отвечает иерей Сергий Савенков:

«Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:4-6).

Господь говорит о том, как с помощью предания старцев иудеи смогли освободить человека от обязательства содержать родителей, то есть исполнить пятую заповедь закона Моисеева.

Считалось очень благочестивым делом отдать всё имущество или его часть Богу, то есть передать его в Храм. Такой дар назывался корва́н (ср. Мк.7:11). После этого человек освобождался от любых общественных выплат со своего имущества: долгов, налогов и прочего, но сам он продолжал им пользоваться, выделяя в храм некую денежную компенсацию.

Валентина Николаевна Кузнецова, российский переводчик, филолог-классик и библеист, приводит такой комментарий к этому отрывку: «Вероятно, чей‑то сын в минуту гнева отказал родителям в помощи, пообещав отдать Храму все то, что они могли бы от него получить. Потом он одумался и раскаялся, но кто‑то из авторитетных учителей Закона, к которому он, вероятно, обратился с просьбой разрешить его от клятвы, заявил ему, что уже ничего нельзя изменить, потому что клятва дана Богу, а её нельзя нарушить. История, вероятно, получила большую огласку, о ней толковали на всех базарах. В Талмуде рассказывается о подобных случаях. Конечно, были и умные рабби, которые отменяли подобную клятву, считая заповедь почитания отца и матери (она включала в себя и обязанность содержать их материально в случае необходимости) более важной и, по их мнению, это было достаточным основанием для отмены обета, данного Богу. Но тот человек, с которым консультировался огорченный сын, оказался, вероятно, узколобым законником». (Кузнецова В. Н. Евангелие от Матфея. Комментарий. М.: 2002. С. 318).

Также об этом обычае на «Фоме» есть материал Две клятвы.

Этот отрывок и толкование на него напоминает нам о том, что в отношениях с Богом нельзя лукавить и лицемерить. Человек всегда может найти извинение своим самым диким поступкам. Мы можем сослаться на авторитет закона или найти человека, который подтвердит нашу правоту, но мы не можем обмануть Бога и собственную совесть.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: