Чем Церковь отличается от соцсетей, или Что такое школа любви
Чем Церковь отличается от соцсетей, или Что такое школа любви
Фото MTSOfan, www.flickr.com

Чем Церковь отличается от соцсетей, или Что такое школа любви

Основы веры с Сергеем Худиевым

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

В своей новой статье Сергей Худиев размышляет о том, чем Церковь отличается от соцсетей, и почему ее называют  "школой любви".

Астрономам известно такое пугающее явление, как черная дыра. Когда-то черная дыра была звездой — но со временем термоядерная реакция в ее недрах поглотила весь водород, она «выгорела», и, под влиянием силы тяжести, стала падать в себя, стягиваться к центру, так, что все большая масса стала сосредотачиваться во все меньшем объеме. Сила тяжести вокруг этой падающей в себя звезды, наконец, стала такой, что ничто, абсолютно ничто, включая свет, не может ее покинуть. Все, что падает на нее — в том числе лучи света — поглощаются ей навсегда. По этой причине черную дыру невозможно увидеть — но ее можно опознать по тем изменениям в окружающем пространстве, которые производит ее чудовищная сила тяжести. Никакой, самый мощный источник света, не может осветить эту черноту — она просто поглотит любой свет, навсегда и безвозвратно.

Каждый человек создан быть звездой, светилом, источником тепла и света, хотя и вторичным, первичный источник — Бог. Но грех, в итоге, делает человека «черной дырой» - он способен только требовать и поглощать, причем сколько любви, внимания, заботы, он бы ни поглотил, он навсегда останется погруженным во мрак. Покаяние останавливает наше падение в себя, мы оглядываемся и делаемся в состоянии видеть других людей — и Бога. Мы учимся любить, а не требовать любви, утешать, а не требовать утешения, служить, а не требовать служения.

И Церковь — это то место, где мы учимся любить наших ближних. К.С.Льюис где-то пишет, что в Церкви мы встречаем людей, которых мы не подбирали себе в знакомые. Он писал это до эпохи интернета и социальных сетей, но сейчас это еще более очевидно.

В интернете каждый может подобрать себе френдленту по своему вкусу — людей, которые будут одобрять его вкусы и взгляды, подходить ему по характеру, нравиться по тем или иным причинам. Из френдленты легко выкинуть человека, с которым Вы разошлись во мнениях — а в огромной сети найти ему замену.

Приходя в Церковь, мы встречаем людей, которых мы себе не подбирали, и которых не можем отключить одним кликом мышки. Мы встречаем ближних, которых нам заповедано любить.

Именно это делает вхождение в Церковь таким трудным — и таким необходимым. Именно отношение к Церкви определяет разницу между теоретическим согласием и подлинной верой. Покаяние неотделимо от церковной жизни; как и церковная жизнь невозможна без покаяния. Мы все грешные люди, и мы склонны обижать, неприятно задевать и глубоко разочаровывать друг друга.

Учиться любви нелегко, это аскетический подвиг. Как только мы всерьез пытаемся, мы обнаруживаем, на поверхность души со всей силой вылезает дух высокомерия и раздраженной требовательности. Почему Церковь не такая, как я хочу? Почему люди в ней не такие, как мне нужно? Почему далеко не все из них разделяют мои вкусы и пристрастия? Почему вообще Церковь не вращается вокруг меня, не приспосабливается ко мне, не ищет удовлетворить моим запросам?

Требования такого рода постоянно появляются в газетах и социальных сетях. Но выполнить их невозможно по двум причинам — во-первых, Церковь по природе своей открыта для разных людей, в том числе тех, которые Вам не нравятся. Вы тоже кому-нибудь не нравитесь — что же теперь, вводить фейс-контроль, как в элитном клубе, и оставлять Вас за дверью? Во-вторых, для того, чтобы войти в Царство, Вы и я должны глубоко измениться — а значит, Церковь должна менять нас, а не меняться под нас.

В Церкви мы учимся видеть ближнего, человека, которого Бог создал по Его образу и искупил Драгоценной Кровью Христовой. Не того, кто мешает и раздражает — а того, кто драгоценен в очах Божиих и должен быть драгоценен в наших.

В Книге Деяний святых Апостолов Господь обращается к Савлу, будущему Апостолу Павлу, на тот момент еще гонителю Церкви: « Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:4,5)

Но Савл не гнал непосредственно Иисуса — и не мог. Он гнал Церковь. Однако Господь отождествляет Себя со Своей Церковью; любить Его — значит любить Его Церковь; ненавидеть Его Церковь — значит ненавидеть Его. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4:20,21)

Фото MTSOfan, www.flickr.com

Фото MTSOfan, www.flickr.com

Любить — это нелегко и мы к этому абсолютно не склонны; поэтому мы и говорим о том, что Любовь — это дар Святого Духа, а не что-то, на что мы способны сами по себе. Мы должны признать нашу немощь и нужду, нашу неспособность любить ближнего, и искать дар любви — в молитве, Таинствах Церкви, и твердой решимости обратиться от себя к Богу и ближнему. Только отвернувшись от себя, можно стать звездой; продолжая падать в себя можно превратиться только в черную дыру.

Как сказал Авва Антоний, «от ближнего нам и жизнь и смерть». А это ближнего мы встречаем в Церкви.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 голосов, средняя: 4,33 из 5)
Загрузка...
7 августа 2014
Теги:
Поделиться:

  • Иван
    Иван7 лет назадОтветить

    Какой прекрасный образ!

  • марина
    марина7 лет назадОтветить

    Спасибо за статью, Сергей! Всегда жду с нетерпением Ваши статьи...Спасибо! Спаси Бог!

  • Ирина
    Ирина7 лет назадОтветить

    Спасибо за такую проницательную статью, Сергей. В ней я неожиданно нашла ответы на многие вопросы занимавшие меня уже значительное время.