Вифлеемская звезда — во всех смыслах яркий элемент евангельского рассказа о Рождестве Христовом. Евангелист Матфей пишет, что восточные мудрецы — волхвы — увидели на небе ни на что не похожую звезду, и последовали за ней. Они знали из преданий, что звезда знаменует рождение великого израильского Вождя, которое повлияет на судьбу всего мира. В итоге звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9).
Евангелист не описывает подробно происхождение, вид и движение звезды. Но люди много веков пытались приоткрыть эту тайну. Каждая эпоха предлагала свое толкование: христианские писатели первых веков считали, что это была новая, специально сотворенная для такого случая звезда. А в Средневековье склонялись к мнению, что это было не небесное тело, а ангел, который явился в образе звезды. Было и несколько попыток научного объяснения этого явления.
В XVII веке знаменитый астроном Кеплер попытался доказать, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет — Юпитера и Сатурна. Дело в том, что 17 декабря 1603 года тоже произошло подобное совпадение, а следующей весной к ним присоединился еще и Марс. Это явление называется в астрономии «парад планет». Согласно вычислениям Кеплера такой же парад планет был и в 747–748 годах от основания Рима (примерно в то время, когда родился Христос).
Была и вторая астрономическая версия: Вифлеемская звезда — это комета Галлея, о появлении которой писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. А эта дата все же не совсем согласуется со временем евангельских событий.
Относительно недавно американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали рождение новой звезды в созвездии Козерога.
Так что единого мнения, чем была Вифлеемская звезда — небесным объектом, явлением ангела или чем-то еще, сегодня нет, но это в каком-то смысле неважно. Сам Кеплер говорил: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
Главным чудом была вовсе не звезда, а Боговоплощение. Появление необычной звезды, с точки зрения звездочетов-волхвов, было знамением великих событий, которое побудило их двинуться в путь, но именно поиск Бога побудил восточных мудрецов не отступиться, когда они не нашли Царя Царей в Иерусалиме и продолжить поиски, пока они не обрели Его в скромном доме в Вифлееме. Их не смутила простая обстановка и неприметность Святого семейства, и они с готовностью отдали Богомладенцу драгоценные дары — золото, ладан и смирну, явив всем нам пример стремления к Богу, доверия и любви к Нему.