Чайки и вороны, люди Черногории и небесные покровители, — 5 любимых картин художницы Ольги Даутовой
Ольга Даутова

Родилась в Подмосковье. Окончила Московский государственный областной университет и с 2000 года преподает в нем на художественно-педагогическом факультете. Член Союза художников России, член Международного художественного фонда, участник всероссийских и международных выставок, фестивалей, международных пленэров, конкурсов.

«Небесные покровители», 2020

Чайки и вороны, люди Черногории и небесные покровители, — 5 любимых картин художницы Ольги Даутовой

Эта картина — синтез впечатлений от увиденного в разное время и в разных местах. Отсюда и коллажная композиция, сочетание реальности и условности. Внизу — фрагмент одной из сербских фресок, который хранится в Национальном музее Сербии. Похожие фрески мы видим и в русских храмах, ведь Россия, как и Сербия, — наследница Византии, а православная культура объединяет наши страны. Эта фреска из глубины веков приходит в современность, становится частью нашей реальности — такое движение сквозь время я и хотела передать через раскачивающиеся над ней колокола. А образы Богородицы, ангела, святого связывают не только настоящее и прошлое, но и землю и Небо.

Портрет Натальи.
Старый город Бара, 2015

Чайки и вороны, люди Черногории и небесные покровители, — 5 любимых картин художницы Ольги Даутовой

Через этот женский портрет я хотела передать обобщенный образ тех людей, которые приезжают в Черногорию и, покоренные морем, солнцем, благородной природой и прежде всего — радушием местных жителей, влюбляются в эти места, переезжают сюда навсегда или хотя бы спешат вновь вернуться. Условность цвета в работе — для того, чтобы передать внутреннее сияние человека, который, оказываясь в этих благословенных краях, словно обновляется, начинает чувствовать радость жизни.

«Возвращение к неизвестности», 2021

Чайки и вороны, люди Черногории и небесные покровители, — 5 любимых картин художницы Ольги Даутовой

Картина создана под впечатлением от фильма «Донецкая Вратарница» режиссера Натальи Батраевой. Это рассказ о жизни Донецкого Иверского женского монастыря, несколько лет назад оказавшегося на линии фронта, и прежде всего — о людях, о вере и Боге. В 2014 году монастырь сильно пострадал. И у меня родился образ: церковь монастыря, от которой не осталось практически ничего, кроме остова, — как символ православного мира, на который идут гонения. И больше — как символ той борьбы добра и зла, которая происходит постоянно. Понятно, что ворон — это воплощение сил зла. Казалось бы, в работе зло торжествует, но это не так. Его торжество временное, ведь колорит работы, несмотря на сюжет, более светлый, а наверху, в небе, виднеется голубая синь — указание на то, что будет впереди.

«Навстречу ветру», 2021

Чайки и вороны, люди Черногории и небесные покровители, — 5 любимых картин художницы Ольги Даутовой

Эта картина появилась вскоре после начала пандемии. Вдруг наша привычная жизнь резко изменилась. Мы все оказались закрытыми по своим квартирам. И тогда пришло понимание ценности, о которой раньше редко задумывались, — ценности свободы. Моя работа — это и воспоминание о море: пандемия прервала налаженную годами серию летних пленэров, это и размышление о свободе. Я изобразила птицу, готовящуюся взлететь, а на старом рассохшемся бревне контрастом показан узел — тот самый, которым мы оказываемся привязанными к обстоятельствам. В отличие от чайки, которая легко преодолевает границы между странами и прилетает к людям, чтобы напомнить им о свободе.

Портрет протоиерея
Момчило Кривокапича, 2016

Чайки и вороны, люди Черногории и небесные покровители, — 5 любимых картин художницы Ольги Даутовой

Настоятель храма святителя Николая в городе Котор протоиерей Момчило Кривокапич был одним из самых известных и любимых народом священников в приморской части Черногории. Наверное, нет там такого человека, который бы его, пастыря, проповедника, педагога, психолога, не знал. Мне лично он запомнился как мудрый, высокообразованный и при этом очень сдержанный человек. Весной 2020 года отец Момчило отошел ко Господу. Я рада, что мне удалось написать его портрет, создать образ, который отзывается и в других, — после смерти батюшки мне в соцсети стали писать совершенно незнакомые люди и оставлять под его портретом комментарии, выплескивая в них скорбь своей утраты.

0
0
Сохранить
Поделиться: