«Будущее для нас может и не наступить»: предостережение старца Иоанна (Крестьянкина) - Православный журнал «Фома»
«Будущее для нас может и не наступить»: предостережение старца Иоанна (Крестьянкина)
Фото Clément Falize on Unsplash

«Будущее для нас может и не наступить»: предостережение старца Иоанна (Крестьянкина)

3 мин.
iframe
Код скопирован

«Фома» собрал несколько цитат архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в которых старец говорит о временах, когда наша человечность подвергается тяжелейшему испытанию, и о том, как в эти времена сохранить свою душу живой.

***

Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, — женщин, детей и стариков, — попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла… И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.

***

Все то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность великий дирижер — сатана, тот, кто сеет в нас малое. Он сеет малое и выращивает малое в большое. И это называется «тайной беззакония». И тайна беззакония восходит от силы в силу именно потому, что вконец ослабело наше сопротивление ей, оскудело наше понятие о ней.

***

Мы в своем обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность. На этой почве полного погружения людей в плотскую жизнь разрастается всепоглощающий разврат.

***

Мы ссоримся, враждуем, негодуем, ненавидим, не терпим друг друга. Стыдно даже произнести перед неверующими: «Я — христианка». И часто в разговоре неверующих можно услышать: «У нас соседка верующая, в церковь ходит, а какой злобный, вреднющий человек». Горе нам, если хулится имя Христово через наше человеконенавистничество.

***

Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра начать делать добрые дела, в будущем — оставить грех, в конце жизни — покаяться. Но завтра бывает каждый день, а конец жизни еще дальше, и своими благими намерениями мы мостим себе дорогу в ад. Ведь, увы, будущее для нас может и не наступить, а сразу, минуя будущее, откроется вечность. Вечность неизбежна! И какая будет она?

***

По гордости своей мы никому не хотим подчиниться, даже тому, кому обязаны: не покоряемся родителям, которые воспитывают нас, не выполняем приказания начальства, с трудом подчиняемся даже общему правилу гражданского общежития. Что нам все авторитеты, мы только свое мнение считаем верным, всегда хотим настоять на своем. А если кто зацепил нашу гордыню каким-либо словом, где уж тут смолчать, хотя бы ради наружного смирения, — мы будем говорить до тех пор, пока наше слово не останется последним! Мало того, мы еще и потом не сразу успокоимся, а все будем жалеть, что мало наговорили, нужно было бы еще и то, и другое побольнее сказать обидчику.

***

Все люди живущие глубочайшей духовной жизнью, по собственному опыту говорят о том, что при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота, ... всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел.

***

И напротив, воздействие на сердце духа злобы рождает в нём смутную тревогу, какое-то жжение и холод, безотчетное беспокойство.

***

Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточенным сердцем готовы обвинить любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает нашу жизнь. Бог же всегда желает, чтобы истина торжествовала. И Он повелел Церкви возвещать ее миру. И наше дело слышать голос Церкви — голос истины.

***

Вот это и есть крестный путь наш — болезни, скорбь души, и теснота, и тягота отовсюду. И нет, кажется, ни сочувствующего, ни сострадающего, а все только тяготу к тяготе прилагают нам. Но это-то и есть «друг друга тяготы носите»; и это-то и есть крестный путь — спасительный.

***

Иногда помощь Божия приходит не сразу. Спаситель медлит. В этом и заключается высшее испытание веры.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (100 голосов, средняя: 4,84 из 5)
Загрузка...
17 октября 2022
Поделиться:

  • Roger
    Roger10 месяцев назадОтветить

    Хайп на праведниках – тоже грех.

  • Татьяна
    Татьяна1 год назадОтветить

    Ну тоже не соглашусь с некоторыми утверждениями. …не покоряемся родителям… - у нас воспитывают в покорности, а дальше-то что? Родителям удобно, спору нет, а впоследствии молодые люди не умеют решений принимать… В семьях полно абьюза, знаю психически нездоровых родителей без справок, которые калечат души детей… В храмах преобладающее большинство нездоровых людей. Но до этого как бы никому нет дела. Что, разве не так???

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      Согласен, но это будет так, если расширять мысль отца Иоанна до идеи абсолютного и слепого послушания любому капризу, любому понуканию. А старец был очень опытный и разумный человек, он явно имел в виду другое. Что именно? - Непослушание, возведённое в культ, даже если говорятся мудрые вещи и даются толковые советы. Всё, что не по мне, не принимаю, живу как лично мне удобно в данный конкретный момент. Даже если другие страдают, если это может обернуться во вред мне самому. То есть, в конечном итоге полный отказ от всех важнейших библейских и христианских заповедей. Собственно, абсурдность жизни, где эти заповеди как бы отменены, и ведут к тяжкому, часто болезненному состоянию. А вот то, что в храмах много нездоровых людей, это всё же иное. Церковные таинства в некоторых молитвах сравнивают с врачеванием. И Сам Христос образ врача приводил в пример: сознающие свою немощь, свою болезнь, ищут в том числе, духовного врачевания. Поэтому в Церкви заметнее то, что в обществе чаще сокрыто: страдания и немощи людей, болезни, в том числе, душевные. И кстати (хотя это вызывает споры) неслучайно в церковной среде возникают не только общества милосердия, но и попытки оказывать специальную психологическую помощь. То есть, боль и нужду люди видят, хотя не всегда умеем распознать душевные расстройства, правильно отреагировать. Тут не может не сказываться наше общее человеческое несовершенство.

  • Евгения
    Евгения1 год назадОтветить

    Духовные чада и чада, которые плоть от плоти, - это совершенно разное. Впрочем, мужчины это в полной мере не понимают. Они могут становиться (оказываться) отцами едва ли не каждый день. А женщина, которая зачала, - уже мать; отныне и навсегда. Подросток страдает в школе, потому что у него имя или фамилия дурацкие, а у мамы душа настолько благодатно устроена, что в сердце только тихая радость. Сын наркоман, дочка проститутка, а мама в глубоком покое. Я уж не говорю про болезни. / Зачем вы публикуете то, что публикуете? Духовные наставления не могут быть универсальными, они должны быть сугубо лично адресованы. Иначе они могут кого-то сильно ранить.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      Любая мысль, если её перетолковать или произвольно начать расширять, абсолютизировать может приобрести смыслы, противоположные тому, что сказано. Мысль о сердечной радости и о вреде беспокойства вовсе не означает, например, равнодушия к судьбе ребёнка. Почему вдруг Вы отца Иоанна прочитываете именно так, мне искренне непонятно. Тут говорится принципиально о другом. Что касается вопросов, а зачем публиковать. Да: есть сугубо личные, частные советы, которые не надо воспроизводить для всех. Но мы имеем дело и с противоположным явлением. Новый Завет собран Церковью для всех и каждого, и тем не менее, во все века были попытки всё истолковать вопреки церковной традиции, в которой создавались все эти тексты. Так что если бояться того, что слово может быть понято неверно, то получается, вообще ничего нельзя публиковать, включая и Евангелия.

  • Евгения
    Евгения1 год назадОтветить

    "... при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий ПОКОЙ и теплота..." "И напротив, ... безотчетное БЕСПОКОЙСТВО". Ну сразу видно: монах писал! А, может, и семейным попробовать следовать методу? Перестаньте беспокоиться о детях, и будет вам тихая радость.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      По-моему, тут совершенно о другом беспокойстве речь. Которое никак не спутаешь с равнодушием к людям и отсутствием любви. Тот же старец Иоанн как раз всегда беспокоился за своих духовных детей, равнодушным он точно не был. Речь о бесплодных, не имеющих веской причины, лишающих опоры тревогах и страхах. Тех, какие как раз мешают проявлять деятельную любовь, оставляют в кругу собственных переживаний и мнительности, провоцируют уныние. Не дай Бог!...

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь