
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Я очень боюсь исповедоваться и потом не причаститься. Мне известно, что на исповеди батюшка всегда говорит: "Прощаю и разрешаю от всех грехов". Но если не причаститься после исповеди, то тогда этот грех снова ведь в душу вернется и с собой возьмет еще 7 злых духов новых, еще более злых. Вот я и боюсь, что вдруг я исповедуюсь вечером в субботу, а в воскресенье утром заболею и не смогу пойти в церковь, или вдруг если батюшка не допустит к причастию, то как тогда быть, переживать? Это все очень действительно страшно? Спасибо вам заранее за ответ.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Исповедь и причастие - это два разных Таинства, независимых друг от друга, просто традиционно у нас они оказались связаны между собой. В этом есть особый смысл - к великому таинству Причастия мы подходим, раскаявшись в своих грехах, с прощенными обидами, с чистой душой. Но при этом при необходимости мы можем исповедоваться и без последующего после Причастия. Если нас гложет совесть, а по какой-либо причине нет возможности Причастия, но есть возможность исповеди - конечно надо исповедоваться. Поэтому ни в коем случае не бойтесь, исповедуйтесь, чтобы получить ту благодать, которая подается человеку в этом Таинстве на противостояние греху и жизнь в Боге.
И где и от кого вы узнали о том, что якобы "если не причаститься после исповеди, то тогда этот грех снова ведь в душу вернется и с собой возьмет еще 7 злых духов новых, еще более злых"?
В Евангелие от Матфея действительно есть слова о семи еще более злых духах, но там они даны в другом контексте:
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф, 12: 43-45).
Здесь Христос говорит о том, что нам не достаточно очистить свою душу от грехов, злых дел и мыслей, но надо наполнить ее после добрыми мыслями и делами, молитвой, чтобы на место одного старого греха, не пришло еще несколько новых.
Но, конечно, при этом мы понимаем, что именно через Причащение Святых Христовых Таин мы получаем помощь Божию на то, чтобы в жизни своей все наши поступки соотносить с нашей верой. Поэтому, как только есть возможность, старайтесь причаститься, помолитесь, попросите у Бога помощи в этом. Если не удастся - ну что же, приходите в другой день, только ни в коем случае не унывайте и не отказывайтесь от исповеди из-за страха, что не причаститесь - это страх ложный, который мешает Вам исповедоваться. Не поддавайтесь ему!
Недопущение ко причастию возможно только для Вашего блага, чтобы причащение не было во осуждение. Не бойтесь этого, примите как совет врача и сделайте все, что скажет священник, чтобы спустя некоторое время иметь возможность приступить не только к Таинству Исповеди, но и ко Причастию. Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com
Люди может кто нибуть мне чуточку помочь.Как я смогу найти свой заданный вопрос священнику и прочитать ответ на него не могу понять где и по каким темам он находится?
Николай,
если, задавая вопрос, вы указывали в форме свой email, ответ, в первую очередь, придет к вам на почту. Если ответ долго не приходит, попробуйте отправить его повторно на адрес vopros@foma.ru, указав в теме письма: "повторный вопрос".
Если вы не указывали email, ваш вопрос должен быть опубликован в соответствующей рубрике: https://foma.ru/prostyie-voprosyi . Часть вопросов, являющихся очень интимными, мы не можем публиковать на сайте. И отвечаем только в личном письме.
Также, просим вас учесть, что поток вопросов очень большой и время ожидания ответа может быть продолжительным.
Убил сам вопрос, но еще больше убил ответ, мол исповедь и причастие не связаны) все Таинства в Церкви существуют только в связи с Таинством Евхаристии, так как Евхаристия является целью этих Таинств.
Кажется, согласно толкованиям Феофилакта Болгарского, про 7 злых духов в Евангелии имеется в виду, что если пустота, образовавшаяся от отказа от грехов, не заполнится добродетелями (помощь другим людям , дела милосердия, молитва и др.), то придут 7 ещё более страшных бесов и займут освободившееся место.
Кажется, согласно толкованиям Феофилакта Болгарского, про 7 злых духов в Евангелии имеется в виду, что если пустота, образовавшаяся от отказа от грехов, не заполнится добродетелями (помощь другим людям , дела милосердия, молитва и др.), то придут 7 ещё более страшных бесов и займут освободившееся место.