В ночь со среды на четверг на 81-м году жизни умер знаменитый театральный режиссер Петр Наумович Фоменко. О том, каким он был в жизни и о чем мало знает рядовой зритель, мы попросили рассказать ректора Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Бориса Николаевича Любимова.
— С Петром Наумовичем я был знаком неплохо, в свое время параллельно работал с ним в ГИТИСе.
Он был человеком необыкновенно импульсивным. Как всякий творец и художник был увлекающимся, и, казалось бы, при всей своей закрытости – очень контактным.
В молодые годы он прошел школу городского оркестра, играющего в саду, поэтому был еще и очень музыкальным, с необыкновенно развитым чувством ритма. Если выразиться современным языком, он был «зажигающий». Это было заметно в нем даже в последние годы его жизни.
Так получилось, что в 1996 году, незадолго до его болезни и последующей операции, мы вместе ездили с ним в Прагу. Уже тогда было видно, что он болеет, хотя ему шел только 64-ый год. Он был, как говорится, весь на лекарствах. Однако, как только появлялась какая-нибудь идея, что-то сделать, куда-то пойти, он мгновенно откликался, срывался с места.
Можно сказать, что с Петром Фоменко повезло и зрителям, и нам, тем, кто с ним был знаком или работал. Да и самому Петру Наумовичу тоже повезло с тем, что последние годы своей жизни он был постоянно внутри молодежи. Мне кажется, что это вообще было именно его средой. Хотя, конечно, он умел добиваться результата и в работе уже со сложившимися актерами театра Вахтангова.
Но, в первую очередь, в нем жил именно такой дворовый московский быт 40-60-ых годов. По хорошему, его можно сравнить с таким гайдаровским Квакиным, у которого была своя озорная команда. Ведь, когда вокруг него в ГИТИСе собиралась молодежь, он становился ее настоящим центром. И, мне кажется, это очень продлило годы его жизни.
С Петром Фоменко произошло все действительно по-библейски: «Человек и дней его семьдесят лет, а в силах его восемьдесят». Так и получилось, дней его было, наверное, семьдесят, а в силах оказалось восемьдесят. И, вот теперь, отметив свой юбилей, восьмидесятилетний «шестидесятник» ушел.
Справка
Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.
В 1958 году он дебютировал как режиссер на сцене Московского драматического театра со спектаклем «Беспокойное наследство». В 1960-ые годы Петр Фоменко работал в ряде московских театров, где ставил свои спектакли – в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, Московском драматическом театре им. Маяковского и других.
С 1972 по 1981 годы Петр Фоменко работал в театре Комедии г. Ленинграда, где в 1977 стал его главным режиссером. В это же время он поставил спектакли и в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» (1976) и «Любовь Яровая» (1977).
Параллельно с театром режиссер работал и на Центральном телевидении, где им был поставлен целый ряд телеспектаклей. С 1981 года — преподавал на режиссерском факультете ГИТИСа в Москве. В 1992 году Петр Фоменко был удостоен звания профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
В 1993 году он создает актерско-режиссерский курс, который позднее получил статус — Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко». В этом же году Петр Фоменко получил звание народного артиста России. Также он является лауреатом Госпремии РФ (1995, 1998, 2002), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (1996, 2003 и 2007).
Работы Петра Фоменко неоднократно становились лауреатами различных театральных премий.