Борис Корчевников, журналист, актер.

Я не считал, но это, наверное, седьмой или восьмой Великий пост для меня. Я не очень давно в Церкви, поэтому то, что я надумал себе об этом времени, о Великом посте, может быть, не очень правильное, но оно пока мое, на этот период времени.

Я, правда, сколько ни думал о Великом посте, так и не понял, чем это время так уж принципиально отличается от всего остального. Не так давно мне пересказали разговор святейшего Патриараха Алексия с одними людьми — сами эти люди и пересказали. Они ему задали вопрос, сказали: «Нам очень тяжело поститься сейчас, мы несем определенное служение, у нас очень много работы...» Он им ответил: «Ничего, вы и так на посту». И мне кажется, что эта фраза имеет отношение ко всей христианской жизни: любой христианин, он и так все время на посту.

И Великий пост... Чем особенно это время, чем оно отличается от другого времени несения поста православным человеком?.. Может быть, тем, что оно — более сконцентрированное напоминание об этом. Мы же всегда призваны к тому, чтобы говорить с Богом и получать от Бога ответы, все приносить Ему и слушать волю Божию, стараться ей следовать. Великопостные службы очень напоминают такой разговор с Богом. Какой-то очень личный, очень интимный. Своей продолжительностью, своей тишиной — там же, по-моему, не так много песнопений, на этих службах. Это такой неспешный и очень откровенный с Богом разговор.

Знаете, каждый день во время всенощного бдения в церквах читают Шестопсалмие. Это фрагмент службы, когда в храме гасятся все свечи, выходит чтец и читает шесть избранных псалмов из Псалтири. В этих псалмах есть и радость, но главное — предчувствие пришествия Спасителя в мир. Мы как бы проживаем состояние ветхозаветного еще человека, который ждет обещанного Мессию. И вот великопостные службы, они напоминают этот фрагмент каждого всенощного бдения. Напоминают не только внешней декоративной обстановкой — это тоже происходит в темноте, при погасших свечах — но и чувством замирания и ожидания чего-то… Мы даже до конца не осознаем, чего. Потому что понять, что такое Пасха, сколько ее не проживай, на самом деле, наверное, невозможно до конца.

И если я не очень понимаю, чем Великий пост отличается один от другого и вообще сам Великий пост — от всего остального времени жизни в Церкви, то Пасха для меня каждый раз разная. Потому что ты, правда, ждешь ее, не до конца понимая, что это будет. И только когда это происходит, ты фиксируешь, что в тебе произошло. Может быть, как ты изменился, каким ты стал, по сравнению с предыдущей Пасхой…

Великий пост — это время ожидания, время замирания перед какой-то радостью. И, кстати, очень правильно, что у нас он происходит весной, когда вся природа, кажется, замирает в этом ожидании…

0
0
Сохранить
Поделиться: