
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! В последнее время меня охватило уныние, страх, что настали последние времена, что нет благодати Господа нашего в Церквях. Началось с того, что прочла пророчества старцев, которые говорили, что пришли времена последние, что люди, ныне живущие, не смогут понять, что в Церкви Христовой нет Истины Его, и тем погибнут. Что на Восьмом Вселенском Соборе сам Антихрист был. Называли время и примерные годы, когда всё случится. Как укрепляться в вере Христовой? И почему православные старцы называли даты последних времен? Разве Господь не запретил этого?
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Дорогая Анна, в принципе, можно ограничиться хотя бы напоминанием того, что Вселенских соборов всего было семь (можете о них прочитать, например, материал 7 Вселенских Соборов, хотите — посмотрите учебники по истории Церкви или любую энциклопедию). Если человек не владеет такой простой исторической фактологией, о чем дальше можно говорить?
Я не очень понимаю, зачем нужно нагонять страх. Эти «пророчества» появляются время от времени, суть одна: в Церкви оскудела благодать, но есть некоторый «старец» и те, кто вокруг него, и вот у них-то благодать и есть. Ну да, конечно. Вы присмотритесь к этим «старцам», к тем, кто с ними рядом, и вспомните, что, например, один из моментов, по которым еще древние отцы советовали различать духов — это внутреннее состояние, которое возникает от соприкосновения с ними.
Ваше состояние каково? «меня охватило уныние, страх, что настали последние времена». Это и есть ответ.
«Старцев» этих давайте оставим, что они там и почему назвали, мне сказать трудно. Я только знаю, что такие пророчества время от времени прокатываются волной, цепляют людей с не очень крепкими нервами и не в самом лучшем внутреннем состоянии (кстати, очень важно, как в принципе сейчас идет Ваша жизнь и что у Вас внутри) — и вот уже люди идут к этим «старцам», вся их жизнь организуется вокруг «старца», финансы, кстати, тоже. А когда человек начинает задавать вопросы, на него ругаются, кричать и грозят отлучением от «старца». Слово я намеренно пишу в кавычках.
Что делать? Тексты «от старцев» закрыть и не читать. Вести регулярную нормальную духовную жизнь: читать утренние и вечерние молитвы, по главе Евангелия в день и 1-2 главе Апостола (начните с Деяний, далее перейдите к Посланиям). Если такой темп слишком быстрый, сократите объемы напополам или до трети, что неясно — смотрите толкования святителя Феофилакта Болгарского, Толковую Библию Лопухина, дальше посмотрите, этого пока достаточно, думаю. Исповедуйтесь у одного и того же священника не реже раза в месяц и причащайтесь. В храме участвуйте в каждом воскресном богослужении, если получится, было бы хорошо участвовать и во всенощной накануне, в субботу. Поживите в таком режиме месяца три, наверное, чтобы привыкнуть. Немного «оттаете», поучитесь рефлексии (а исповедь ее требует), многое станет понятнее. Походите в Воскресную школу для взрослых, чтобы лучше изучить свою веру. Бог даст, укрепитесь и успокоитесь.
Помощи Божией!
Достаточно того факта, что церкви сегодня это всего лишь компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью, принявшие ИНН и ОГРН, священство давно уже изменилось в корне, молятся за деньги, случаи педофилии, пьянства и гомосексуализма стало нормой в РПЦ, там нет Бога, и Духа Святого там нет, и 666 (одномерных штрихкод на иконах) тому доказательство!!! Убедитесь сами, закажите выписку из ЕГРЮЛ на одну из них и всё станет ясно!!! Святые - это светильники Бога, сам Бог через них Говорил, и молчали ли бы уже в тряпочку морды свинушные про святых, куда им до Серафима Саровского, который воскрешал людей , а сегодня эти бесы толкают людей в пропасть, призывая вакцинироваться (ревакцинироваться) от ковид 19! Хотя в их лавках лежит на продажу Книга "Духовное пробуждение", изданная в память Паисия Святогорца, где старец четко и ясно говорил о прививке как о печати антихриста, и что эта прививка будет обязательна.
Я верю Святым, сегодня нельзя ходить в эти церкви, которые молятся и поклноются бесам.
Погодите, так прививка не обязательна уже в большинстве регионов России и почти в половине мира. Эпидемия кончилась, теперь прививка это дело Вашего выбора, никто ни к чему не принуждает.
Кузнецов Михаил, насчёт регламентов так буква убивает, а дух животворит. Мешает регламенты прославлять тех кто способен привести НЫНЕШНЮЮ молодёжь к Богу. Значит надо выкинуть эти регламенты! Иначе русский народ снова отвергнет православие в своём абсолютном большинстве и снова по вине тех кому цари, князья и министры дороже простых людей с нашими простыми, но такими важными для нас потребностями.
Ну, это Ваше личное мнение, я не могу согласиться ни с ним, ни с выводами.
Кузнецов Михаил, что значат эти мальчики - алтарники замученные злыми чекистами для нынешней молодёжи? Да, обычно ничего не значат. В отличие от героев Новороссии и чеченских войн!
За редчайшим исключением перестроечная повестка интересна тем кто родился и вырос до перестройки. В нашим храмах с этой зацикленностью на том, что было сто лет тому назад, молодые люди уже физически редки.
Нормальные, подчёркиваю нормальные, молодые люди смотрят аниме и читают мангу вместо заунывных православных фильмов и житий (даже не просклоняешь нормально это слово жития) святых новомучников, что за редким исключением, как под копирку. Ибо японские фантазии и то ближе к их реальным потребностям!
Много лет занимался миссионерской деятельностью. Поэтому иногда с болью в сердце и пишу о том до чего миссионерскую работу в Церкви беляки довели 🙁
Так, ну и что? Что это меняет?
Слушайте это уже звучит как капризы, окститесь Бога ради и не оценивайте того, в чем не смыслите. Целая Синодальная комиссия тридцать лет работает из рук вон плохо, и только Денис Матусов знает, как, кого и зачем надо правильно канонизировать.
Кузнецов Михаил, эти правила ниспосланы с Небес или людьми приняты?
Синодальная комиссия по биоэтике что-то не зарывается в прошлое под предлогом, что святые былых эпох за нас уже решили. Там самая старая статья, которую находил лишь 20-ого давности.
Одни работают, хорошо работают, а другие ищут оправдания средней степени паршивости. Результаты работы первых разумно хвалить, а прославление очередной партии безвестных "новомучеников" столетней давности чего достойно кроме осуждения? Церковь должна знать как своих героев, так и работающих спустя рукава.
Какие оправдания? Вы ознакомились с регламентом или нет? С канонами касающимися канонизации? Есть правила, согласно которым людей канонизируют, они вполне конкретные, и согласно им в настоящее время никак не может быть всецерковного прославления людей, которые имели свой подвиг уже после распада Союза.
Результат важнее оправданий, либо некого прославлять из умерших в постсоветское время, либо комиссия по-канонизации на протяжении многих лет работает из рук вон плохо. Для сравнения синодальная комиссия по биоэтике прекрасный сайт создала, где большинство статей на стыке передовых направлений науки и религии. Хорошо, что вы упоминали этот сайт в беседе со мною ранее.