«Ведь только недавно убирались!», — с тоской восклицает мама, глядя на разбросанные по всей квартире вещи, растоптанные мелки, разорванные клочки бумаги. Как сделать, чтобы дети убирали за собой? С какого возраста приучать к домашнему труду и нужно ли делать это специально? Отвечает психолог Людмила Петрановская.
Стремление убираться-разбрасывать во многом зависит от личности ребенка. Есть дети более рациональные, аккуратные, а есть такие, которые жить не могут без творческого беспорядка. То же самое и с родителями. Если дети с родителями «совпадают», то никто не страдает. А вот когда родители — рациональны (им необходим идеальный порядок), а ребенок — иррациональный (не может не разбрасывать), положение усложняется.
Ничуть не проще и обратная ситуация. Понятно, что мудрыми все-таки должны быть родители.
Как не отбить у детей желание заниматься домашним трудом? Здесь нет единственно верного, универсального способа. Вот во времена нашего детства многих заставляли на огороде копать картошку. И результаты получились разные: кто-то теперь огород видеть не может, а кто-то так втянулся, что из огорода не вылезает.
Во многом ситуация зависит от отношений с родителями. Если ребенку нравится помогать родителям, если ему доставляет удовольствие результат, если, «заставляя» его делать не слишком приятную работу, родители не забывают выразить ему одобрение и похвалить, то выполнение даже вроде бы скучных домашних дел может пойти на пользу. А если ребенок воспринимает все это именно как насилие, унижение, то говорить о пользе здесь не приходится.
Когда ребенок чувствует, что его заставляют что-то делать просто «из принципа», у него возникает внутреннее сопротивление. А если он видит, что помощь по дому реально необходима, и при этом у него хорошие отношения с родителями, он обязательно постарается помочь.
Какие обязанности по дому должны быть у ребенка в том или ином возрасте, каждая семья решает по-своему. Понятно, что круг обязанностей с возрастом увеличивается. Но родители часто не учитывают одной вещи. В любом домашнем деле есть две составляющие: одна — собственно сделать само дело (например, взять лейку и полить цветы), а другая — распланировать свои действия. «Менеджерская» составляющая — заранее вспомнить, что завтра надо будет полить цветы отстоявшейся водой, заранее приготовить эту воду в лейке и запомнить, что цветы поливают через день. Полить цветы ребенок может и в пять лет, а вот запомнить, что это надо делать регулярно, он не способен. Менеджерская часть становится посильной для ребенка лет с девяти–десяти. До этого, поручая ему какое-нибудь дело, родитель сам должен напоминать о нем, руководить, организовывать.
Иногда можно применять и материальное поощрение. Например, в ситуациях, когда вам все равно пришлось бы платить кому-то за услуги. Был такой период, когда на меня свалилось очень много работы, я ничего не успевала по дому, и мы раз в неделю приглашали помощницу по хозяйству. Однажды она заболела, а у меня по-прежнему было много работы. Старший ребенок тогда предложил помощь: «Давай я уберусь!» Убрался, причем гораздо лучше, чем женщина, которая получала за это деньги. Тогда я предложила эту даму уволить, а ребенку убираться вместо нее за такое же вознаграждение.
Здесь, конечно, нужно соблюдать меру. Если подросший ребенок получает вознаграждение за то, что у себя в комнате убрал носки, — это, безусловно, перебор. Другое дело, если ребенку поручается работа, за которую бы все равно платили чужому человеку. Но тогда важно, чтобы ребенок понимал: он на равных условиях участвует в трудовой конкуренции. Если он начнет халтурить, надеясь, что ему это сойдет с рук, то надо не ругать, не воспитывать, а просто «уволить», пояснив, что, раз он не справляется, придется звать человека со стороны.
Но стоит оговориться: если в семье есть домработница, а мама сама никогда ничего не делает — и вдруг начинает просить ребенка убираться… Можно, конечно, но будет ли в этом смысл? Когда сами взрослые за порядком не следят, а требуют этого от ребенка — это довольно странно.
И последнее. Дети чувствуют ситуацию. Если родители реально падают с ног, чтобы обеспечить семью куском хлеба, и у них нет денег ни на что лишнее, то не надо детям ничего объяснять. Они уберутся сами, не ожидая вознаграждения. А сложности начинаются лишь тогда, когда конфликт вокруг уборки раздувается искусственно.