Согласно Закону Моисея вся земля принадлежит Богу. Господь говорит об этом так: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня" (Левит, глава 25, стих 23). Исходя именно из этого, строилась вся система хозяйствования.
ПОКОЙ ЗЕМЛИ
В продолжении заповеди о субботе - седьмом дне, посвященном Богу, Библия говорит, что каждый седьмой год тоже должен быть субботним или покоем земли. Она не засевалась и не возделывалась, а виноградные и фруктовые деревья не обрезывались. Замечательно отсутствие формализма в отношении этой заповеди. Земля не просто отдыхала: все выросшее на ней само собою должно было служить пищей не только хозяину, его домочадцам и слугам, но и всем бедным людям и даже диким животным (Левит, глава 25, стихи 1-7).
ПРОЩЕНИЕ ДОЛЖНИКОВ
Закон запрещает взыскивать и призывает совершенно прощать должников (из своих единоплеменников) в субботний год (Второзаконие, глава 15, стихи 1-2). Через каждые семь лет Закон предписывал отпускать на свободу рабов тоже из единоплеменников...
МОЖНО ЛИ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ ПОД ПРОЦЕНТЫ
Закон призывает поддерживать обедневших соплеменников, причем строго запрещает давать им деньги или продукты под проценты. Это касается и вообще всех израильтян: одалживание чего бы то ни было в рост было запрещено.
ОСОБЕННОСТЬ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА
Через семь субботних лет наступал Юбилейный год. Его особенность - возвращение недвижимой собственности прежним владельцам, некогда продавшим ее из-за бедности. Если у человека не было денег на выкуп, земля возвращалась ему просто так. Таким образом, земля оставалась у того рода, которому принадлежала, а всякая сделка по купле-продаже земли рассматривалась как ее аренда до Юбилейного года.
ОБЕЩАНИЕ ЧУДА
Постановление о субботнем годе требовало от израильтян неподдельной веры и доверия Богу, ведь если в седьмой год не было никаких сельскохозяйственных работ, то на восьмой попросту могло не быть урожая. Доверие же заключается в том, что Библия однозначно говорит, что при точном выполнении заповеди перед субботним годом Господь пошлет столько урожая, что его хватит на три года (Левит, глава 25, стихи 21-22).
Таким образом, библейские постановления о ведении сельского хозяйства - это не просто законы, призванные дать отдых земле. Для Священного Писания - это второстепенно. Смысл заповедей о субботних и Юбилейных годах - религиозно-нравственный. Народ должен был постоянно помнить о Боге и о ближнем, доверять и стараться любить друг друга и Своего Творца.