Личность иконописца и его творческий подход к работе - важнейшие условия при написании иконы, без чего настоящего образа просто не может быть, считает известный столичный художник-реставратор Алексей Артемьев.

По словам Алексея Артемьева, работавшего над восстановлением многих святынь, в том числе, храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»), «иконы без творческого участия личности быть не может!»

- Пускай даже в основном это участие заключается в переносе с образца, но все равно - влияние личности иконописца должно проявляться. Благодатная икона - это сотворчество Бога и человека, - сказал художник-реставратор в интервью журналу «Фома».

По его мнению, соединение в иконописном образе своего и Богом данного – это приоткрытие духовной реальности.

- Это сразу видят люди, наделенные особым духовным зрением и чуткостью. Таким же образом люди, обладающие безупречным музыкальным слухом, отличают подлинное звучание от фальшивых нот, - отметил Алексей Артемьев.

Если же иконописцу в своей работе удается такой «зримый прорыв в духовную реальность», то тогда, по словам реставратора, «это принимают за канон, который начинают повторять», как, например, произошло с «Троицей» преподобного Андрея Рублева.

- Это было личное озарение, прорыв на другой уровень бытия, духовное откровение Рублева, которое сразу возводится в канон… Заслуга Рублева в том, что он наиболее полно выразил троический догмат: христианское учение о троичности Бога, Троицы - триединой, единосущной и нераздельной. Он смог выразить это понятие в зримом образе, - сказал Алексей Артемьев.

Как считает известный реставратор, сегодня, к сожалению, «личность в иконописи почти не присутствует, и икона становится просто изделием».

Чтобы это исправить, по мнению Алексея Артемьева, одной человеческой воли не хватит, необходима Божия воля, без которой личный творческий язык иконописца «не вырабатывается».

Читайте также:

О православной иконописи, ее традициях и главных святынях, читайте тематические материалы «Фомы».

 

Фото Владимира Ештокина/Журнал "Фома"

0
0
Сохранить
Поделиться: