Я сама дочке дорогие подарки не дарю, но приезжают бабушка с дедушкой и на любой праздник, будь то 8 марта или Новый год, одаривают ребенка с ног до головы. Музыкальный центр, новый мобильник с камерой, ноутбук... Вне зависимости от успеваемости и поведения. А то, что маму в школу вызывали, и по литературе неуд в четверти, никого не волнует. И никак мне с ними не договориться. Довод один: «Детей надо баловать». Что тут поделать?Ольга Цветкова
На вопросы читателей отвечают протоиерей Лев БОЛЬШАКОВ, настоятель Успенского храма г. Кондопога (Карелия) и Мария РУДНЕВА, декан факультета психологии и философии человека Русской христианской гуманитарной академии, кандидат психологических наук, доцент (Санкт-Петербург).СВЯЩЕННИК: Может, найти время, чтобы спокойно и подробно поговорить Вам с бабушкой и дедушкой об опасностях баловства? Попробуйте напомнить им, как они росли, имели ли значение для воспитания их нравственности те трудности и обязанности, которые они сами несли в своем детстве. Так или иначе, а поставить перед «стариками» условие не развращать внучку надо. Железной рукой возьмите ситуацию под контроль. В пример могу привести поведение одной из наших прихожанок, женщины молодой, но разумной. Она поставила заслон поползновениям бабушки покупать любовь внуков дорогими подарками. В конце концов, мы ведь отвечаем за воспитание своих детей, а не за удовольствие дедушек и бабушек.
ПСИХОЛОГ: Я бы выделила здесь три линии. Во-первых, семья — это свой особый мир, в котором сформирована уникальная субкультура, созданы нормы и правила взаимодействия. Приоритет построения отношений принадлежит взрослым этой семьи, и любой приходящий должен просить разрешение на то или иное действо. Мать имеет право твердо настаивать: «У вас принято так, а у нас другие порядки». Во-вторых, надо помнить, что у девочки с бабушкой и дедушкой свои взаимоотношения, в которых существуют традиции и неписаные правила. Бабушкины подарки могут быть формой проявления ее любви к внучке, она, быть может, по-другому не может и не умеет проявлять свою любовь. В-третьих, нужно попытаться разобраться в себе — нет ли у мамы обиды на собственных родителей, которые ей в детстве не делали дорогих подарков, а наоборот ограничивали ее потребности? Нет ли в этом конфликте демонстрации с обеих сторон чего-то большего? Учитывая все три перечисленных момента, маме можно попытаться мягко и ненавязчиво, в соответствии с особенностями каждой конкретной ситуации формировать разные стратегии поведения. В одном случае, например, сказать: «Мама, спасибо тебе за помощь, я бы не смогла купить ей такую дорогую вещь, а теперь и сама буду пользоваться», а в другом — «Спасибо за подарок, но сейчас, на мой взгляд, его дарить преждевременно, пусть полежит полгода до, надеюсь, успешного окончания школы».