СИМАКОВ Виктор
Кандидат филологических наук, литературовед, журналист. Учитель словесности, куратор старшей школы в «Новой школе». Сценарист и режиссер короткометражного фильма «Проповедник» (2015). Авторский курс лекций «Вечные образы и киноинтерпретации».
Тот самый Диккенс: сага в двух частях
Символ викторианской культуры, мечтатель и гуманист, новатор и тонкий стилист, романтик и реалист, поэт и репортёр, проповедник деятельной доброты и светлой веры в чудо, создатель традиции рождественской прозы и величайшей из литературных загадок – «Тайны Эдвина Друда». Всё это – Диккенс. О жизни и творчестве Диккенса, о его эпохе и влиянии его творчества на мировую литературу рассказывает Виктор Симаков.
«Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха
Музыкальный материал разных типов органически сплетён. Хор прерывает речитативы евангелиста и персонажей евангельской истории, вторит и вторгается в арии и в единственный вокальный дуэт. Синтез разных форм рождает цельное звуковое полотно, в котором лирическое соединяется с эпическим и драматическим, медитативное — с экспрессивным, интимное — с космическим.
Диккенс: трагедия и мечта самого рождественского писателя
Однажды Диккенс, прогуливаясь, увидел идущего неподалеку нищего, который держал на плече маленькую девочку, так, что голова ее свешивалась за спину. Писатель не долго думая купил к киоске кулечек с вишнями. Догнав этого нищего, он стал незаметно кормить девочку ягодами, тихо следуя за незнакомцем, — пока кулек не опустел… Свои «Рождественские повести» Диккенс писал тогда, когда детский труд, нищета и унижения рабочих были в Англии распространенными явлениями. Писатель испытал это и на самом себе.
Чайковский. Щелкунчик
Один из самых известных русских балетов. Рассказанная музыкой история о том, что в мире бюргеров есть место чуду. Гофмановская сказка о любви доброй девочки и заколдованного юноши усилиями композитора Петра Чайковского и либреттиста Мариуса Петипа превратилась в балет-сновидение. «Щелкунчик» разделил историю балета на «до» и «после», став к тому же самым известным балетом на тему Рождества.
Как отдать «Жизнь за царя»
История одной из самых спорных русских опер. «Жизнь за царя» – первая русская опера без разговорных диалогов. Она в корне изменила историю русской музыки, на многие годы став эталоном оперного музыкального жанра. Это опера со скандальной известностью и непростой судьбой.
Дон Кихот: сумасшедший или юродивый?
Знаете ли вы, что изначально Сервантес задумал «Дон Кихота» просто как шутливую пародию на современные ему «бульварные» рыцарские романы? А в итоге получилось одно из величайших произведений мировой литературы, которое остается чуть ли не самым читаемым до сих пор? Как это произошло? И почему безумный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса оказались так дороги для миллионов читателей?
Робинзон Крузо: история, которую мы читали не так
Парадокс, но «Робинзон Крузо», которого благодаря детскому пересказу Корнея Чуковского знало большинство советских людей — это совершенно иная книга, чем та, что написал Дефо. И чтобы эта книга стала совсем другой, достаточно было одного — убрать из нее Бога.
Всенощное бдение Рахманинова
«Всенощное бдение» — одно из главных сочинений Сергея Рахманинова — появилось как реакция композитора на события Первой мировой войны. Вершина русской духовной музыки; хоровое произведение, способное встать в один ряд с шедеврами Монтеверди, Перголези и Баха. О том, как создавалась «Всенощная» и что спрятано внутри великого произведения Рахманинова, рассказывает культуролог Виктор Симаков.