Апрельский номер журнала «Фома» — скоро в продаже!Рубрика «Письма»

На этот раз читатели делятся воспоминаниями об исповеди:

«Конокрад

Я служу священником уже довольно много лет. У меня немало размышлений об исповеди, и немало интересных и поучительных историй, связанных с этим важнейшим Таинством. Хочу о такой истории рассказать.

Однажды я принимал исповедь одного человека, который впервые приступал к этому Таинству. Он сказал:

— Да, я сознаю, что надо исповедоваться, но я не знаю, в чем исповедоваться. Ну, батюшка, помогите мне!

Я ответил ему, что я не прозорливый человек, смогу ему назвать только какие-то основные грехи, а он от этого уже сам попробует исходить, подготовится дома и придет в следующий раз. Нет, говорит, сейчас давайте попробуем! Тогда я стал перечислять ему какие-то типичные ошибки, грехи... Он поддакивал абсолютно на всё, абсолютно со всем соглашался. И потом говорит:

— Давайте так, батюшка, чтобы у вас времени не отнимать, не утомлять вас... Я грешен во всем.

— Это очень плохо, но давайте попробуем начать исправляться. Для начала верните коней.

— Каких коней?

— Ну, вы же грешны во всем. Есть грех конокрадства. Вы значит, своровали коней.

— Нет, коней я не воровал.

— Ну подождите, тогда, значит, не во всем грешны!

— Значит, не во всем...

Он впоследствии подарил мне пазл из 600 частей, с изображением коней. И подписал: «Возвращаю коней». После этого стал исповедоваться и причащаться, причем вдумчиво относиться к своим поступкам, к жизни и видеть врага, то есть грех, в лицо.

о. Игорь»

Колонка главного редактора

«...А если чуть более вольно отнестить к шпенглеровской метафоре, то поиски и терзания Фауста действительно во многом отражают поиск человека Нового времени как такового. И вплоть до сегодняшнего дня культура в поисках смысла существования часто заходит в тупик и оказывается на грани самоуничтожения, то есть самоубийства... Кто-то не видит проблемы в таком развитии. Кто-то считает, что современная западная культура обречена на уход и что это естественно. Кто-то сетует и рвет на себе волосы. Но если что-то в глубинном, онтологическом смысле и удерживает человечество от погибели — это то, что находится по ту сторону культуры — и что больше любой тенденции. Это Пасха Христова», — размышляет Владимир Легойда в колонке главного редактора «Пасха доктора Фауста, или Еще раз о том, что за окном».

Интервью номера

Она — одна из самых востребованных театральных актрис, звезда отечественного кинематографа и продолжательница знаменитой актерской династии. О том, что график съемок и репетиций Марии Мироновой не позволяет ей отвлечься на что-то принципиально иное, сомневаться не приходится. Однако сама актриса так не считает. О том, что значит для нее «уметь оглядываться вокруг», какую эстафету передала ей Маргарита Эскина и что такое фонд «Артист», Мария Миронова рассказала корреспонденту «Фомы» в интервью — «О вере без смирительной рубашки»:



«...— А если человек берется помогать другим без любви, только из-за чувства долга, потому, что, скажем, так вера велит?

— А здесь не важно, как начать — по велению сердца или долга. Даже если берешься за дело, преодолевая себя, все равно Господь рано или поздно откроет тебе настоящую радость. Тот, кто берется помогать, не ощущая внутри себя ничего, похож на ребенка, который послушен своим родителям. Он делает, потому что уважает, почитает их и доверяет им. И если не останавливаясь двигаться вперед, то обязательно почувствуешь, что начатое нужно продолжить».



Тема номера: Вера космонавтов


Космос как дорога к Богу

«На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: “Видел”. Хрущев посерьезнел и сказал: “Никому об этом не говори”».



Алексей Архипович Леонов, космонавт,

из интервью журналу «Фома» (№ 36, апрель 2006 г.)

Ни для кого не секрет, что с самого начала космической эры сам факт покорения человеком вселенной рассматривался в нашей стране как орудие антирелигиозной пропаганды. Высшим выражением и успехом этой кампании стало вошедшее в поговорку «Гагарин летал — Бога не видал».

Ракета устремлена в светлое будущее, а темный и душный храм — памятник прошлого, из которого человечеству посчастливилось, наконец, выбраться. Эти два символа противопоставлялись в агитках, утверждавших, что с наступлением космической эпохи религия в кратчайшие сроки тихо скончается на задворках мировой истории.

Однако в реальности всё получилось совершенно иначе. И дело тут вовсе не в построенном на территории Звездного городка храме, не в иконах, которые космонавты сегодня берут с собой на орбиту, и не в батюшках, кропящих святой водой ракеты на космодроме перед стартом.

Не теперь, в годы более чем лояльного отношения к религии, а еще тогда, с самого начала, идея сделать космическую тему средством атеистической пропаганды оказалась провальной.

Свидетельств совершенно нелинейного отношения к вере и религии среди первых покорителей космоса весьма много. Кто-то сам написал об этом в воспоминаниях, о ком-то рассказали друзья и близкие.

Нам бы меньше всего хотелось сегодня поставить всё с ног на голову, как это часто бывает у пропагандистов. После утверждений о стопроцентном атеизме космонавтов мы вовсе не хотим утверждать, что все они были исключительно церковными людьми. Так просто ничего никогда не бывает, правда всегда сложнее.

В данном случае она заключается в том, что не все покорители космоса (летчики, инженеры) — воцерковленные православные христиане, многие искали и ищут веру до сих пор. Но вовсе не железобетонная убежденность в диалектическом материализме составляла и составляет взгляды большинства строителей космической отрасли.

Что приводит к вере космонавтов, конструкторов, ученых? В этом мы и попытаемся разобраться накануе 50-летия первого полета человека в космос.

Редакция

***

Настоятель Патриаршего подворья храма Преображения Господня в Звездном городке Игумен Иов (Палац) с детства мечтал стать космонавтом, однако стал духовным отцом для многих людей, работающих в космической сфере. Он проходил тренировки для космонавтов, сопровождал российский отряд на Байконур и встречал экипажи, возвращавшиеся на землю.

В своем интервью «Человек призван обладать и землею, и космосом» священник рассуждает о том, для чего на самом деле следует познавать Вселенную и почему Бог не пускает нас к звездам:

«— На первый взгляд, полеты в космос могут показаться чем-то вроде строительства Вавилонской башни. Нужно ли человеку стремиться туда, где Богом ему не уготовано места?

— Я думаю, это совсем неправильное мнение. Вспомним ветхозаветную Книгу Бытия: когда Господь сотворил мир, Он нашему праотцу Адаму дал право наречь имена всем существам. Что такое «наречь»? Это проникнуть в суть, познать, изучить. Господь сотворил мир не просто так, а для человека, который должен управлять этим миром; изучая его, познавая, человек может приблизиться к Богу. Ломоносов сказал, что Господь дал нам две книги: одна — это видимый мир, сотворенный для того, чтобы человек, наблюдая его величие и премудрое устроение, восхвалял Творца, а другая книга — Священное Писание, данное для того, чтобы мы узнавали волю Божью, понимали, как нам жить в этой жизни. Американского космонавта Фрэнка Бормана спросили: «Фрэнк, Вы были в космосе, Вы видели там Бога?» Он говорит: «Я Бога не видел. Но я видел везде следы Его присутствия». Вот когда человек начинает видеть следы присутствия Творца, он стремится принести Ему свое сердце, нравственно измениться».

***

28 ноября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Звездный городок. Он побывал в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, а также совершил богослужение в Спасо-Преображенском храме, где в проповеди коснулся темы христианского взгляда на освоение космоса. О чем говорил Святейший — читайте в материале «Стремление к звездам — не блажь, не фантазия и не мода».

***

Первый космонавт о разрушении Храма Христа Спасителя

Сегодня много говорят о том, что первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на одном из партийных пленумов, подверг критике разрушение храма Христа Спасителя. Говорится даже о том, что он якобы требовал его скорейшего восстановления.

Мы постарались восстановить историческую справедливость и привести отрывок из стенограммы того выступления Гагарина. Уверены, что документ без купюр лучше всего скажет о ситуации. Тем более, что затронутая в нем тема, к сожалению, не стала менее актуальной для нашей страны за прошедшие уже почти полвека.

***

Звездный храм

Церковь Преображения Господня в Звездном городке появилась совсем недавно: она была построена в 2008—2010 гг., в прошлом году ее торжественно освятил патриарх Кирилл. О том, почему она появилась в таком неожиданном месте, рассказывает мэр Звездного городка Николай Рыбкин.

***

Борис Раушенбах: от ракеты к иконе

Академик Борис Раушенбах, один из основателей космонавтики, создавший научную школу космической навигации, обратился в конце жизни к изучению пространства иконы и математическим моделям, объясняющим Троичность Бога. Этот поворот не был случайным, к новым научным интересам ученый пришел через работу над оптикой космических аппаратов.

«...Разрабатывая проблему стыковки космических кораблей, Раушенбах задумался о том, как наиболее точно отобразить пространство на экране, ведь космонавт не может наблюдать стыковку непосредственно, а изображение на экране искажалось. В результате ученый разработал новую теорию перспективы. «До сих пор теория перспективы опиралась на работу глаза (если угодно, фотоаппарата), — писал ученый, — а на самом деле видимая человеком картина пространства создается мозгом. Изображение на сетчатке глаза всего лишь “полуфабрикат”».

Далее мысль исследователя обратилась к живописи. Он стал изучать памятники древнерусского искусства и был удивлен тем, как в них передавалось пространство. «В иконописи повсеместно используется странная “обратная перспектива”*, которая кажется абсолютно алогичной, противоречащей очевидным правилам, известным сегодня всем и подтвержденным практикой фотографии. Неужели это результат “неумения”, как об этом писали многие? Почему вообще художники пишут так, а не иначе?..»

*На иллюстрациях — примеры прямой (справа)

 и обратной (слева) перспективы.

В разделе «Вера»

«Рай и ад. Что знает о них христианин?» — пытается понять Сергей Худиев:



картина Микалоюса Чюрлениса

«Говорить о рае трудно по нескольким причинам. Одна из них — в нашем обычном языке нет подходящих слов, а райского языка мы не знаем. У нас есть слова для столов и стульев, компьютеров и телефонов, лестниц и лифтов — предметов, с которыми мы постоянно имеем дело. Но рай выходит за пределы нашего опыта; нам трудно говорить о нем, как, например, слепорожденным трудно говорить о цвете, а младенцам в утробе (если бы они могли говорить) было бы трудно рассуждать о мире, ожидающем их после родов. Мы верим в то, что нам предстоит прозреть, родиться в другую жизнь, но нам трудно понять, какой мир нас ожидает. Но имеет ли в таком случае смысл вообще начинать этот разговор? Да. Нельзя сказать, что мы не знаем вообще ничего — и Писание, и Предание говорят нам о рае, и мы должны обратить внимание на эти слова и постараться их понять. Иногда речь идет о духовных реальностях, язык неизбежно становится образным, метафорическим; и Писание говорит о рае, используя знакомые нам образы».

***

О чем говорят православные в Европарламенте? — узнайте в статье советника представительства Элладской Православной Церкви при Европейском Союзе, архимандрита Игнатия (Сотириадиса) — «Брюссельский ареопаг».

***

В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.



Совесть. Иуда. Николай Ге. 1891



Хула на Святого Духа.
Правда ли, что Бог не прощает этого греха? — старается разобраться вместе с читателями Александр Ткаченко.

***

В рубрике «Новомученики»



19 апреля
Русская Православная Церковь празднует память священномученика Иоанна (Бойкова).



На этот раз статья игумена Дамаскина (Орловского) «Фотография и горстка писем» — примечательна тем, что большая часть публикации посвящена не самому новомученику, а жизни супруги и детей отца Иоанна после его ареста:

«...Незадолго до ареста отец Иоанн попросил свою мать, Александру Васильевну: «Мама, когда меня арестуют, не оставь моих детей, помоги им». После его ареста жена священника с детьми поселились у его матери в Бежецке. Поскольку Евфросиния была лишена гражданских прав и на работу ее никуда не принимали, ей пришлось побираться. Свое нищенство она от детей скрывала, чтобы те не переживали за нее и не стыдились. Она никогда не ходила просить в храмы, так как это быстро дошло бы до родственников, а ходила по глухим и дальним деревням. Утром потихонечку собиралась и уходила, вечером приходила с тем, что через людей подал Господь.

Как-то поехала Евфросиния в Москву. Ехала она и всю дорогу горько плакала; какой-то человек спросил ее: «Да что вы плачете-то? Что у вас случилось»? — «Да вот еду, а сама не знаю, куда и как еду и на что и как мне жить»...».

***

«Я не понимаю почти ничего в Православной вере — ни Троицу, ни зачем нужны церковные богослужения и обряды, а священники не могут мне объяснить. А верить, не понимая, я не могу. Что мне делать?»
— ответ читайте в рубрике «Простые вопросы».

В разделе «Люди»

Командир отряда космонавтов, герой Российской Федерации и фотограф, сделавший серию блестящих снимков на орбите. Во время полета на МКС он прочитал всю Библию, по его инициативе был построен православный храм в Звездном городке. Сегодня он рассказывает детям о космосе, веря, что и теперь профессия космонавта должна оставаться мечтой. Обо всем этом в материале Юрия Лончакова «Открытый космос»:



«...Что касается общения с детьми, однажды у меня был интересный случай. Когда я находился в космосе, мне позвонили друзья и рассказали о тяжелобольном мальчике Саше Гаврилове, написали по e-mail его номер телефона и попросили его поддержать. Саша лежал в отделении онкологии, у него была высокая температура, и из-за этого ему не могли сделать операцию. Я позвонил ему. Он, думаю, был шокирован. Я рассказал про космос, сказал, чтобы он держался, в жизни часто бывают сложные ситуации, но всегда нужно помнить, что Господь с нами. Может быть, ему дано такое послушание — болезнь, и ее надо пережить достойно. Я отправил Саше несколько фотографий с борта орбитальной станции. И удивительное дело: у мальчика снизилась температура, врачи смогли сделать ему операцию, и после этого парень начал  поправляться. Сейчас он совершенно здоров, чему я очень рад...».

***

О двух Пасхах православной монахини-англичанки Сары читайте в материале «Я не могла остаться прежней».



«...Перевернула меня моя первая православная Пасха. Встретила я ее в кафедральном Успенском соборе Лондона, где тогда служил митрополит Сурожский Антоний. Это место мне показала все та же школьная учительница. Служба шла на церковнославянском, я не понимала ни слова. И только отдельные предложения владыка Антоний произносил по-английски. Каждое из них врезалось глубоко в сердце. Люди вокруг радостно кричали: «Христос Воскресе!». И вдруг я почувствовала то, чего раньше никогда не было. Для человека, получившего светское воспитание, это было шоком: я ощутила, что Воскресение Христово — это реальность. Не притча, не просто исторический факт, а живая реальность, которая творится здесь и сейчас. Вместе со мной и на моих глазах...».

***

Бездетность: наказание или Промысл?

Одна из наиболее злободневных сегодня тем — сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить — скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах:



«...— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких».

***

О детях, ищущих маму и папу — в рубрике «У Вас будет ребенок».

***

В рубрике «Семейный совет»

В рамках проекта и программы «Видеопаспорт ребенка» создается специальный цикл из двадцати видеолекций, которые призваны помочь приемным родителям и тем, кто только задумался над вопросом усыновления. Один из создателей информационно-поисковой системы для усыновителей «Видеопаспорт ребенка» и ведущий видеоцикла Тимур Кизяков рассказал о нем «Фоме» в публикации «Инструменты» для приемных родителей»:

«...Я сам лично как ведущий вынес из этих лекций-бесед много нового и интересного. Например, то, что некоторый негатив в поведении ребенка может быть как признаком перехода на более взрослый уровень общения, так и знаком его большего доверия взрослому человеку. При этом неважно, идет ли речь о кровном или приемном ребенке — все дети проходят один путь развития. Во время съемок видеолекций у нас родилась забавная формула для родителей, которые думают, что только их ребенок плохо себя ведет: «если вы пришли в школу и сегодня не ругают вашего ребенка, значит ругают другого». Дети ведут себя плохо по очереди. И двойки по поведению есть практически у каждого, даже у круглого отличника. Не нужно думать, что приемные дети устроены как-то иначе, но очень важно знать, чтó может ожидать приемного родителя и с чем это связано. Если, как и предсказывали специалисты, первый месяц в семье ребенок будет шелковым, будет постоянно держать вас за ручку — это означает, что он панически боится вас потерять. А если через какое-то время он в своем стремлении познать мир начнет отходить от вас — значит, он окончательно уверовал, что вы у него навсегда: вы — родная гавань, к которой он прибился».

***

«Господь ничего не попускает просто так. Если б я не разбился, может быть, я бы не пришел к Богу», — говорит Владимир Крупенников. Больше двадцати лет назад во время службы в армии он сорвался с высоты и сломал позвоночник. Спасаться, конечно, можно и в четырех стенах, но у Владимира жизнь складывается по-другому: он совершил восхождение на Эльбрус и Казбек, переход через Альпы, экспедиции в Заполярье и на Камчатку, завоевал титул чемпиона мира по армрестлингу среди здоровых людей. Он признается, что спорт никогда не играл главной роли в его жизни. А что же играло?..

Об этом — в записках человека в инвалидной коляске «В четырех стенах я бы не выжил»:

«...О том, чтобы Бог послал мне жену, я, конечно, молился, боялся остаться один. Долго молился и надеялся, хотя мне уже больше 30 лет было.

И вот в один прекрасный день после вечерней праздничной службы отец Василий вывел на амвон молоденькую девушку и сказал: «Прихожане, есть такая-то проблема, девочке-студентке надо помочь. Кто может, помогите». Я подумал: «Как-то неудобно мне подойти к ней: я ж инвалид». А потом меня осенило: «Чего я думаю?! Только недавно отец Василий помог мне своей молитвой в похожей ситуации, теперь он просит, а у меня есть возможность помочь человеку — чего тут думать?».

В разделе Культура

Вряд ли будем неправы, если скажем: мультипликаторы — немного волшебники. Оживляя придуманный мир, они раскрашивают его в любой цвет радуги. Но после таких манипуляций этот мир не становится менее настоящим. Мультипликатор, режиссер, сценарист и продюсер, призер многочисленных отечественных и международных премий Михаил Алдашин хорошо известен своими работами в проекте «Гора Самоцветов». Но по-настоящему волшебным, повествующем о Чуде рождения Младенца, стал снятый им в 1997 году фильм «Рождество». О рецепте хорошего мультфильма и о воспитании разговор с Михаилом Алдашиным — «Нарисованный добрый мир»:



«...— А что Вас вдохновило на создание мультфильма по евангельскому сюжету?

— Я увидел в книге фотографию старинного барельефа: ангел будит волхвов, спящих, как братья, под одним одеялом. И висит над ними большая, как цветок, звезда. Вырезано это всё из камня, с первого взгляда наивно и грубовато, но так искренне и добродушно, что не радоваться, глядя на это, совершенно невозможно. И этот барельеф дал ключ к работе над фильмом.

Захотелось рассказать о Рождестве без слащавости и пафоса, сделать такой фильм, который я бы сам хотел увидеть, как зритель.

Радует, что фильм оказался нужным, что люди его смотрят. Куда-то я, значит, попал в этой работе. Но если честно говорить, после окончания съёмок было ощущение, что некоторые места и сцены не удались. И сейчас считаю, что фильм мог быть лучше, но мне не хватило сил и умения».

***

Мы регулярно пишем о том, в чем смысл тех или иных трудных мест Библии, опровергаем устоявшиеся заблуждения. Но слишком часто приходится сталкиваться с более общей проблемой — с неумением вообще адекватно воспринимать текст, и тем более текст Священного Писания. Почему это происходит? Дело в недостатке образованности или в каких-то особенностях мышления?

Одинаково ли прочтут один и тот же текст «технарь» и «гуманитарий»? И что может помочь тому, кто хочет понимать библейский текст? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, библеистом Андреем Десницким в публикации «Как не надо читать Библию, или О мышлении гуманитарном и техническом».

***

Также в апрельском номере мы приводим текст детской книги Александра Ткаченко «Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский». История создания этой книги не совсем обычная. Узнав о нашем проекте для детей — книжной серии «Настя и Никита» — в редакцию «Фомы» обратились представители тверской общественной организации «Православная молодежь» с просьбой издать для них детскую книгу о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском. Дело в том, что именно в Твери намерены построить храм в честь святителя. Первый в России.

В нашей стране святитель Иоанн становится все более известным, особенно после воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом: людей пленяет его необыкновенный образ жизни, чудеса, совершающиеся по его молитвам. «Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя — есть чудо аскетической стойкости и строгости», — говорил о святителе Иоанне Шанхайском митрополит Антоний (Храповицкий), рукоположивший его в епископы.

Почему же именно детям адресован наш рассказ о святом? Эта идея естественным образом вытекает из исследования фактов жизни святителя. Владыка Иоанн очень любил детей и участвовал в их судьбах: находил на улицах шанхайских трущоб больных, голодных детей, а позже организовал для сирот и детей бедняков приют во имя Тихона Задонского. Переехав в Америку, владыка и в Сан-Франциско сумел организовать подобный приют — сейчас на его месте храм во имя Тихона Задонского. Мы надеемся, что новая книга станет для маленьких читателей, а, быть может, и для их родителей, проводницей в мир современной святости, к необыкновенной личности святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

***

В рубрике «Строфы»



«Отворяя воздушную створку» редактор отдела поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков повествует о творчестве поэта Владимира Рецептера.

***

В рубрике «Коротко»:

«Мысли... о правде

Не в силе Бог, но  в правде.

Святой Александр Невский

Неправда, вырастая в могущество, всё же никогда не вырастет в правду.

Рабиндранат Тагор

Правда подобна огню: подойдешь к ней слишком близко — обожжет, удалишься слишком далеко — замерзнешь.  

Диоген Синопский

Хороша лишь полная правда. Полуправда ничего не стоит.

Стефан Цвейг

У людей правда не соединяется с милостью. А у Бога не так, но с правдой соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда называется человеколюбием.

Святитель Иоанн Златоуст

Правда — это победа совести в человеке.

Михаил Пришвин

Выше правды есть только любовь, выше закона — милость, выше справедливости — прощение.

Патриарх Алексий Второй».

 В рубрике «Эпилог»

По апрельскому номеру высказался

президент кадрового дома Superjob Алексей Захаров:

По пути «от ракеты к иконе»

Читая в апрельском номере «Фомы» о космонавтах и ученых космической отрасли, об их пути к вере, я вспоминал свой собственный приход к Православию. Почему? Видимо, потому, что духовные искания людей, «отягощенных» высшим образованием и не имевших в детстве, в своей семье, примеров церковной жизни, во многом схожи.

Огромное количество моих друзей и знакомых пришли к Православию в начале 90-х годов. В то время мы так же, как и герой материала «В четырех стенах я бы не выжил» (с. 58). Владимир Крупенников, изучали восточные мистические культы, увлекались единоборствами. Мы пытались «правильно» читать Библию и, казалось, понимали ее...

Опыт людей, о которых рассказал в этом номере «Фома», мне близок и понятен. Мы — дети одного поколения, одной культуры мысли.

Для нас — еще сомневающихся — ни священники, ни святые, ни отцы Церкви не были авторитетами. Это пришло потом, с верой. А авторитетом были, в частности, люди науки. И первый серьезный интерес к христианству вызвали во мне как раз истории жизни великих ученых, которые «вдруг» оказывались людьми верующими и православными. Как могло случиться, что целая плеяда образованных, очень ясно и трезво мыслящих людей поддалась на какие-то сказки, иллюзии?

Поэтому и тот факт, что многие космонавты, ученые пришли к вере и открыто об этом говорят, меня не смущает. Мне кажется, очень многие люди нашего поколения идут путем «от ракеты к иконе» (см. с. 24). Все мы начинаем с рациональных рассуждений, но в какой-то момент чувствуем и понимаем — одних рациональных объяснений недостаточно.

Значит ли это, что рационализм и вера противоположны? Нет, конечно! Скажем, такие вещи, как легенды о тайном монашестве Сталина или о том, что все полководцы Великой Отечественной войны возили с собой иконы и регулярно служили молебны, доверия у меня не вызывали никогда — вера не означает полного отсутствия критического мышления и здравого смысла.

В отличие от уважаемого Алексея Архиповича Леонова, я не вижу никакой проблемы в том, что сейчас акцентируется внимание на православном мировоззрении космонавтов. Хотя и не могу утверждать, что на каждом шагу встречаю интервью с таковыми. А вот то, что Юрий Гагарин упоминал храм Христа Спасителя в своих выступлениях, для меня оказалось новостью. Мне кажется, в то время для такого шага смелости нужно было не меньше, чем для полета в космос!

Еще хотелось бы выделить статью «Хула на Святого Духа» (с. 34). В ней прозвучала очень важная мысль, которую, я уверен, следует повторять чаще: богохульство не способно оскорбить самого Бога. Об этом не стоит забывать ни хулителям, ни тем, кто порой слишком эмоционально реагирует на их провокации.

Это вечный вопрос для «Фомы»: журнал всегда старается писать о глубоких вещах, но писать понятно. Благородная задача, но не всегда, к сожалению, достижимая. Об этой же проблеме косвенно говорит Сергей Худиев в статье «Рай и ад» (с. 26). Есть масса образов: Царство Небесное, Эдемский сад… Но это — лишь попытки назвать и описать то, чему нет достойных слов в нашем языке! Про Рай не скажешь всей правды, а то, что скажешь, может сыграть злую шутку: многим людям вечная жизнь так и представляется в виде зеленой лужайки с разгуливающими по ней пухлыми ангелочками...

Понравилось интервью Виталия Каплана с Андреем Десницким «Как не надо читать Библию» (с. 70). Особенно в контексте последних известий о том, что на Западе Библию «переиздали», просто выбросив из текста «непонятные» места и заменив «гендерно некорректные» существительные на нечто, по мнению издателей, более  толерантное.

Читая колонку главного редактора (с. 8), Владимира Легойды, невольно улыбнулся: так получилось, что с «Фаустом» я осмысленно познакомился, по-видимому, примерно в том же возрасте, что и упоминаемый в статье студент. Несколько раньше я «неправильно» читал Библию... А тогда удивило то, что и Гёте, оказывается, читал Библию.

P.S.

Одновременно с новым журналом «Фома» у нас выходят фотообои по мотивам апрельского номера. Заставки на рабочий стол выполнены нашими дизайнерами в двух размерах: 1640х1200 и 1920х1200.

На них вы сможете увидеть снимки космонавта Юрия Лончакова, сделанные из космоса (Тема номера: Вера космонавтов и материал из рубрики «Люди» — «Открытый космос»).

Скачать апрельские «фотообои» можно в разделе «Проекты» нашего сайта «Фома-онлайн».



Знать, что новый номер уже поступил в продажу поможет Яндекс.виджет

0
0
Сохранить
Поделиться: