Вопрос читателя:
Узаконено ли мнение о том, что Адам — это не конкретный человек, а собирательный образ всего человечества?
Если да, то насколько это мнение популярно среди богословов?
Если нет, обязательно ли Адам был человеком (не мог ли он принадлежать виду, который впоследствии эволюционировал в человека), когда был ниспослан на Землю?
Валерий
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Валерий!
По учению Православной Церкви, Адам — это не «собирательный образ всего человечества» а конкретная личность, созданная по образу Божиему с целью достигать в раю подобия Божьего (подробнее см. Для чего Бог создал человека?).
К сожалению, он пал, и последствия его падения несёт на себе всё человечество. Адам, быв в раю потенциально бессмертным, согрешив, стал смертным. И эту телесную смертность несём все мы, потомки Адама (об этом советую прочитать материал Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы).
Адам не был «ниспослан на Землю», он был сотворён Господом на земле по «образу Своему» (Быт.1:27) «из праха земного» (Быт.2:7) (об этом советую материал Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая).
Так что, вне всякого сомнения, сотворённый Адам был человеком, но человеком, не знавшим греха и смерти до своего грехопадения в саду Эдемском.
Храни Вас Господь!