Нет такого места на свете, где бы не слышали о Николае Чудотворце. Дети всей Европы ждут от него подарков на Рождество, называя его Санта Клаусом.
Но особое отношение к Николаю Чудотворцу у моряков. Житие Святителя описывает случай во время его паломничества в Палестину, когда он, будучи одним из пассажиров корабля, силой своей молитвы остановил жестокую бурю и со свойственной ему любовью воскресил молодого матроса, по неосторожности упавшего с мачты. Этим объясняется то, что мореходы традиционно считают святителя Николая своим Небесным Покровителем.
Даже мощи святого покоятся в старом портовом городе Италии – Бари. Бари возник еще в III веке до Рождества Христова. Уже при римлянах он был крупным морским портом на италийском побережье. Несмотря на то, что с незапамятных времен здесь произрастает виноград и растут оливковые рощи, жизнь Бари была связана, в первую очередь, с морем. И речь не только о рыболовстве и торговле. Как и любой порт, свою свободу и земное благополучие Бари должен был отстаивать с оружием в руках. Ведь желающих захватить этот удобно расположенный на побережье Адриатики город всегда было немало. В IX веке Бари на 20 лет был захвачен арабами и даже стал столицей Барийского эмирата.
Но город нуждался в могущественном Небесном Покровителе, который, прежде всего, защищал бы мореходов и охранял бухту морского порта. Издревле во всем христианском мире покровителем мореходов почитался святитель Николай Чудотворец, мощи которого в то время покоились в городе Миры Ликийские.
Барийцы мечтали видеть его мощи у себя. Им нужен был заступник на море. Однако владеть мощами святителя Николая было заветной мечтой не только жителей Бари, но и вечных их соперников на море – венецианцев, генуэзцев и жителей Амальфи.
Как же мощи святителя Николая попали в Бари? И почему в гробнице только часть мощей? Сведения об этом дошли до нас из двух основных исторических документов: хроник Никифора и архидиакона Иоанна.
В 1087 году большой, нагруженный торговый корабль покинул порт Бари и направился в Антиохию. В трюме корабля, кроме товара, было достаточно оружия. По дороге корабль зашел в Миры Ликийские, и мореходы под видом купцов провели рекогносцировку местности. В те неспокойные времена Иерусалим уже находился в руках мусульман, и самые разные военные отряды нападали на города и опустошали целые области Византийской империи.
Как только купцы оказались на улицах Мир Ликийских, стало понятно, что их замысел трудно будет осуществить. Город был «наводнен» турками. Они хоронили своего военачальника. Поэтому барийским купцам пришлось возвратиться на корабль ни с чем и уплыть в Антиохию.
Но торговали они там недолго, так как опасались, что как только отряд турок уйдет из Мир, город, скорее всего, некоторое время будет пуст и сможет стать легкой добычей для венецианцев и генуэзцев. Поэтому купцы спешили, и ветер сопутствовал им. Очень быстро они вновь оказались в порту Мир Ликийских.
Действительно, сойдя на берег во второй раз, барийцы находят город практически пустым. Турки покинули его, а местное население укрылось в горах. Только несколько монахов находились в храме, где пребывали мощи святителя Николая.
Нам сейчас трудно представить, как все это было в XI веке. Это в наше время мощи почитаемых святых находятся на видном месте, а тогда они зачастую были надежно спрятаны. Поэтому найти храм, посвященный тому или иному святому, вовсе не значило найти его мощи.
Времени у барийцев было немного, в город осторожно возвращалось местное мужское население. Барийцы, уже какое-то время тщетно пытавшиеся найти мощи, начали нервничать. Они схватили нескольких монахов, оказавшихся в храме, связали и начали допрашивать с пристрастием. Возможно, один из мучимых братьев указал место, где находились мощи святителя Николая. Но известно также и то, что один из нападавших, по имени Маттео, проявил смекалку, увидев на полу в одном месте храма прекрасную мозаику. Это место он стал разбивать ломом, и пол поддался быстро. Под ним оказалось пустое пространство, куда и провалился грабитель, прямо в гробницу, обильно наполненную истекавшим от мощей миром. Вскрикнув от радости, он дал знак своим соратникам, и они, при свете нескольких факелов, начали лихорадочно укладывать мощи в заранее приготовленный для этого небольшой деревянный ящик.
Схватив святые мощи Угодника Божия, его икону и все, что попалось ценного под руку, барийцы спешно направились в порт. Там их отряд встретился с уже начинавшими сбегаться горожанами. Однако перевес оказался на стороне пиратов. Поэтому осиротевшим жителям Мир Ликийских оставалось только, как принято на Востоке, горестно восклицать и воздевать руки к небу. При этом барийские грабители тоже были христианами, и у них тоже было сердце. Они вернули христианской общине Мир Ликийских чудотворную икону.
После этого, с чистой совестью, спешно погрузив мощи на корабль, купцы-разбойники отплыли домой.
В Бари их встретили как героев. И этот день, 22 мая по новому стилю, значится в русском церковном календаре как «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари».
Мощи святителя Николая были положены в собор, основную их часть сразу же спрятали под огромной плитой. Первое их исследование произошло только в 50-х годах XX века. Но об этом чуть позже.
Вторые мощи святителя Николая
Всего лишь спустя 8 лет после описанных событий, в 1095 году папа Урбан II благословляет начало первого Крестового похода.
Венецианцы также решили принять в нем участие. Но они не были бы венецианцами, если бы не пытались при этом преследовать свои цели. В напутственном слове венецианский патриарх Падорадо выразил надежду, что рыцари не только помогут освободить Гроб Господень, но и привезут в Венецию великие святыни, и желательно не только из Иерусалима, но и из Мир Ликийских. Так как мощи Покровителя моряков – cвятителя Николая обязательно должны находиться в Венеции.
Как же так? Ведь уже 8 лет мощи cвятителя Николая находятся в Бари, и это всем известно. Скоро об этом бесспорном факте будет упоминаться даже в русских источниках. Неужели в Венеции об этом не знали?
Дело в том, что венецианцы, не без оснований, полагали, что в Бари были перенесены не все мощи cвятителя Николая.
Существовала старая легенда. Византийский император Василий I Македонянин в IX веке уже намеревался перевезти часть мощей cвятителя Николая из Мир Ликийских в Константинополь. Для этого часть мощей отделили и положили в ковчег для транспортировки. Однако этого не произошло.
Поскольку накануне императору явился сам cвятитель Николай и запретил переносить его из Мир Ликийских. Император не решился нарушить наказ почитаемого им святого. Но легенда утверждала, что приготовленная часть мощей cвятителя Николая была надежно спрятана в другом месте храма.
Воодушевленные этой историей крестоносцы выступают в поход. По дороге в Иерусалим они направляются в Миры Ликийские, на поиски оставшихся там мощей cвятителя Николая.
Переодевшись в купеческие одежды, венецианские воины, проводят разведку в городе. Увидев, что жителей не так много, они, тем не менее, осторожничают. И гуляют по улицам как простые путешественники. Никто из жителей не знает, что тайный отряд уже находится в засаде и ждет благоприятного момента для нападения.
Когда в храме осталось только четыре охранника, венецианский отряд врывается и начинает искать мощи, переворачивая все вверх дном. Испуганная охрана показывает разбитую гробницу и уверяет захватчиков, что именно оттуда жители Бари уже увезли мощи cвятителя Николая. Но венецианцы им не верят, они начинают пытать стражников. Говорят, один из них несколько раз взывал к жалости епископа Энрико Контарини, сопровождавшего диверсию. Но тот оставался глух к мольбам несчастного.
Однако через некоторое время он отдает приказ остановить пытки.
В благодарность за это один из стражей святыни показывает ему, где находится часть мощей дяди святителя Николая – Николая Патарского и священномученика Феодора. Большая часть венецианского отряда с этими святынями возвращается на корабль.
И, возможно, так и закончилась бы эта история, но несколько наиболее упорных венецианцев задержались в храме.
Если верить неизвестному венецианскому хронисту, они почувствовали в одном месте храма, где находилась фреска святителя Николая, тонкое благоухание.
От измученной стражи они узнали, что именно в этот старый предел по большим праздникам имел обычай заходить епископ Мир Ликийских и служить там литургию. Венецианцы вновь призывают своих товарищей с корабля. Они возвращаются в Церковь и начинают разбирать пол старого церковного предела. Сняв несколько слоев, они обнаружили медный ларец, где и находилась сокрытая императором Василием I часть мощей. На ларце была надпись по-гречески: «здесь почиет великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море». Храм наполнился благоуханием.
Обрадованные венецианцы, в благодарность святому Николаю и в утешение Мирам Ликийским, оставляют епископу города сто монет и малую частицу мощей святителя.
В этом храме на острове Лидо в Венеции они покоятся по сей день. Мощи хранятся в мраморном ковчеге над престолом в алтаре.
Истории эти произошли довольно давно. Но на целые столетия оставался открытым вопрос, у кого же все-таки находятся мощи святителя Николая? Ведь жители Венеции, равно как и жители Бари, на протяжении всех этих столетий уверяли: мощи целиком находятся именно у них. То есть либо в Бари, либо в Венеции.
Эту загадку решились разгадать в в 1953 году в Бари.
С этой целью в качестве главного эксперта для исследования мощей епископом города был приглашен профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино.
Результаты были поразительны, они полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца, они показали, что многие косточки, тонкие от времени, сильно повреждены из-за неудачного падения на них матроса Маттео.
Но самое поразительное, что официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие косточки буквально плавали в мире.
Однако, тщательно разложив все косточки по порядку, Луиджи Мартино обнаружил, что значительной части мощей не достает.
Разумеется, первое подозрение о том, где находится вторая часть мощей, пало на Венецию.
Господь подарил долгие годы жизни профессору анатомии Луиджи Мартино, возможно, для того чтобы он завершил начатое в Бари. Ведь только в 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета с надписью на греческом языке: «Мощи святого смиренного Николая».
Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к следующему заключению: «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари».
Дальнейшая выписка из заключения комиссии гласит: «...венецианские останки, хотя и имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские».
Теперь все тайное стало явным.
Мы не хотели бы давать оценку описанным событиям. История тем и интересна, что, всматриваясь в ее глубину, можно увидеть особый промысл, который не заметен в реальном времени. Святыни находились на территории бывшей Византийской империи. Этой великой цивилизации сейчас уже нет на карте нашей планеты. И мы знаем, что огромное количество христианских святынь навсегда было потеряно вследствие османских завоеваний. Так, например, навсегда исчезли мощи святого равноапостольного Константина. Они были уничтожены, когда город был взят турками. Уже нет Великой Византии, но есть Турция – страна с многовековой мусульманской культурой. А в итальянские города Бари и Венецию, в христианские храмы к мощам святителя Николая и апостола Марка стекаются тысячи паломников со всего мира.
Материал создан на основе фильма телеканала «Культура» «Неизвестная Европа. Венеция и Бари: или морские разбойники»
Автор сценария и ведущий – Тимофей Китнис
Продюсер – Алла Плоткина
Режиссер – Алексей Пищулин