Отдать свои творческие силы Церкви Дмитрий Трофимов решил еще во время учебы в Суриковском институте. Колорит, пластичность, свет русской иконописи тронули душу молодого художника на практике в Ростовском кремле, где он изучал и копировал знаменитые фрески. Основам Дмитрий учился в реставрационном центре имени И. Э. Грабаря. Даже в армии художник служил с кистью в руках и расписал стены храма своей воинской части. Позже Дмитрий Трофимов основал мастерскую и назвал ее «Царьградом» — так восхищает его духовное величие, мощь, полнота смыслов византийской культуры. 

Сегодня «Царьград» — это содружество иконописцев, архитекторов и искусствоведов. Мастерская занимается комплексным благоукрашением храмов. «Царьград» проектирует и создает всё внутреннее убранство — росписи, иконы, иконостасы, церковную мебель и светильники, витражи и мраморные полы. Работы мастерской можно увидеть в более чем тридцати православных храмах. «Фома» рассказывает о нескольких проектах компании «Царьград», которые сами мастера считают знаковыми. 

Храм Христа Спасителя, г. Москва

Лето 1999 года Дмитрий Трофимов провел на лесах в Храме Христа Спасителя, чувствуя и счастье, и большую ответственность. Команда из преподавателя и трех выпускников Суриковского института прошла строгий конкурс. За право работать в восстановленном храме боролись 36 коллективов. Все они получили задание написать образ Спасителя на холстах одинакового размера. Конкурсная комиссия отобрала 9 лучших бригад.

Команде, в которую входил Дмитрий Трофимов, поручили воссоздать фрески Преображения и Вознесения Господня в центральной части храма. Масштабные композиции расположены на восточных пилонах  — широких столбах, которые поддерживают свод. Многометровые сюжеты создавали, опираясь на небольшие чёрно-белые фотографии. Роспись заняла три летних месяца. Осенью, до освящения Храма Христа Спасителя, художники написали местный и праздничный ряды главного иконостаса. 

Храм Рождества Богородицы, с. Дивеево

Богородице-Рождественский храм подземный, его ещё называют криптой. Он небольшой, уютный, с низкими сводами. Храм входит в комплекс Казанского собора Дивеевской обители. Постройку церкви благословил сам преподобный Серафим Саровский. Он предсказал, что в крипте будут почивать мощи святых. Так и случилось: в 2000 году здесь устроили усыпальницу для мощей преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.

В росписи отражена идея четырех земных уделов Пресвятой Богородицы, к которым относится и Дивеево. На стенах храма — история длиной в две тысячи лет. Она начинается с того, как апостолы и Богородица кинули меж собой жребий, в какую сторону отправиться с проповедью Евангелия. Завершается цикл сценой обретения мощей преподобных Дивеевских жен на рубеже XXI столетия.

На тот момент это был самый полный историко-мистический цикл росписи, посвященный обители. Из пятидесяти композиций больше половины Дмитрий Трофимов разработал сам. Многие сюжеты в церковном искусстве не встречались. Художники многое почерпнули из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которую составил священномученик Серафим (Чичагов). Его образ также есть в храме. Очень помогли иконописцам дивеевские сестры. Они подсказывали, как лучше составить иконографию, сами писали орнаменты.

Это первый храм, который «Царьград» расписал на золотых фонах. Такая светоносная роспись создает особое, легкое ощущение пространства. Золото символически передает Божественную славу, радость о Царствии Божием. По заповеди преподобного Серафима, в церкви Рождества Богородицы читают неусыпаемую Псалтирь перед неугасаемой лампадой.

Храм святого благоверного князя Димитрия Донского и святой благоверной Евфросинии Московской, г. Тула

Первый и пока единственный в России храм в честь святых супругов Димитрия Донского и Евфросинии Московской находится в воссозданной колокольне Тульского кремля. Ее взорвали в 30-е годы XX века и заново отстроили спустя 80 лет. Посвящение связано с тем, что на тульской земле находится Куликово Поле. В 2015 году мастерская «Царьград» разработала и воплотила в жизнь проект росписи и иконостаса в храме. 

Новый храм в сердце Тулы не приходской, здесь служат по праздникам и часто венчают. Потому и роспись стен напоминает о ценности малой Церкви. Храм опоясывает житийный цикл святых князей. Дмитрий Трофимов разработал его на основе акафистов — своего рода текстовых икон. Протографами росписи стали акафисты Димитрию Донскому, Евфросинии Московской, Сергию Радонежскому и Владимирской иконе Богородицы.

Как результат — двенадцать крупных композиций. По ним, словно по книге, можно прочитать жизнь святых: от благословения юного Димитрия на поездку в Орду до сретения Владимирской иконы Богородицы.

Кроме того, в храме изображены святые супруги Кирилл и Мария Радонежские, Петр и Феврония Муромские, Анна Кашинская и Михаил Тверской, государь Николай II и императрица Александра Федоровна. 

«Царьград» выполнил роспись в стилистике XVII века, ведь Успенский собор едва ли не последний образец живописи того времен. Колорит торжественный, праздничный: на золотом фоне, с вкраплением белого и лазоревого цветов.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Самара

Небольшой храм в новом районе Самары стал настоящим просветительским центром. И убранство здесь светлое, радостное. Работая над росписью, команда «Царьграда» окончательно сформировала свой характерный почерк. 

Акцентом в храме, по мнению Дмитрия Трофимова, должны быть молитвенные образы Христа, Богородицы, святых. Поэтому основной цветовой, тональный контраст создан вокруг фигур, прежде всего Спасителя. Узнать росписи мастерской можно по соединению белых и золотых фонов. На них также четко и ясно видны шрифты. Мастера активно вводят в роспись тексты молитв. 

Колорит при этом сдержанный, золотистый, с небольшими акцентами ярких синих цветов. Еще одна отличительная черта — соединение в интерьере живописи, имитации мрамора и рельефных элементов из гипса.

Стены самарского храма украшает житийный цикл, снова созданный на основе акафистов. Это четыре композиции, посвященные святителю Спиридону Тримифунтскому. 

Часовня вмч. Пантелеимона, г. Видное

Часовня в честь великомученика Пантелеимона находится на территории оздоровительного центра, отсюда и посвящение святому целителю. Мастерская «Царьград» создала архитектурный проект и всё убранство: роспись, витраж, освещение, пол. Здесь снова соединены живопись, имитация мрамора и гипсовые элементы.

В часовне нет иконостаса, поэтому акцент сделан на образе деисуса, молитвенного заступничества. В центре восточной стены — Спаситель. Ему предстоят Богородица, Иоанн Предтеча и два архангела. А на соседних стенах изображены лики святости — великомученики, преподобные, блаженные — всего двенадцать чинов. Вместе с деисусом они являют образ Вселенской Церкви, устремленной ко Христу.

В чёем идея росписи? Подчеркнуть назначение часовни: человек приходит сюда, чтобы помолиться и Спасителю, и предстоящим Ему святым.

Образ святителя Пантелеимона в часовне похож на икону с клеймами: в центре — крупная фигура святого, а вокруг — миниатюрные сцены жития. Это необычный для стенной росписи прием, на который Дмитрия Трофимова вдохновили мастера древности. Благодаря работе с разными масштабами они выстраивали иерархию смыслов. Потолок украшает витраж — главный источник света в часовне, который поддерживает идею света и радости. 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, г. Добрянка

Храм в Добрянке, которую называют «столицей доброты», стоит на берегу величественной Камы. Мастерская сделала для него общий проект убранства, соединив в гармоничное целое росписи, иконостас, киоты, светильники. 

За основу росписи взят стиль XVII века, что связано с историей города и всего Пермского края. Эти земли — своеобразная «империя» Строгановых, купцов-солепромышленников. Именем знаменитой династии названо целое иконописное течение — «строгановское письмо». Игнорировать этот культурный пласт было невозможно, хотя Рождественский храм построен уже в XIX веке.

Команде «Царьграда» удалось органично вписать стиль XVII века в пространство классицизма. Впрочем, иконописцы остались верны своим принципам. Любимый бело-золотой фон сочетается с лазоревым, характерным для религиозной живописи XVII века. В целом колорит росписи светлый, праздничный.

Также в содружестве с «Абрамцевскими мастерскими» Андрея Вуколова был создан уникальный резной иконостас. Оттолкнувшись от образцов XVI века, в которых применялась слюда, объединенная команда мастеров «открыла» технологию цветных лаков для украшения тела иконостаса. 

2
0
Сохранить
Поделиться: