
В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.
У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.
Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.
И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.
Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.
Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).
Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.
1
Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»
Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.
Подходит для подростков от 14 лет.
2
Вячеслав Комков. «Я — немец»
Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей... Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.
Подходит для подростков от 12 лет.
3
Елена Долгопят. «Часы»
Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.
Подходит для подростков от 12 лет.
4
Анна Игнатова. «Джинн Сева»
Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..
Подходит для детей от 10 лет.
Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.
Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:
5
Нина Литвинец. «Антиквар»
Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.
Подходит для подростков от 14 лет.
6
Олег Рябов. «Смерть старика»
В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.
Подходит для подростков от 16 лет.
7
Андрей Волос. «Калитка»
Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.
Подходит для подростков от 16 лет.
8
Леонид Юзефович. «Поздний звонок»
Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений... И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.
Подходит для подростков от 16 лет.
9
Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»
Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.
Подходит для подростков от 16 лет.
10
Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»
Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.
Подходит для подростков от 15 лет.
11
Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»
По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.
Подходит для подростков от 14 лет.
12
Игорь Лёвшин. «Полет»
Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.
Подходит для подростков от 16 лет.
На заставке: фото Johnny McClung on Unsplash
Странно прочесть такие рассказы в "Фоме", да еще и рекомендованные детям и подросткам.
Нет какого-то дистилированного и для всех убедительного списка. Всегда в области искусства и литературы будут споры, что хорошо и полезно, а что нет. В принципе, правильнее было бы, конечно, тут предлагать не от себя самих, не от редакции. А делать списки по результатам либо опросов специалистов, либо читателей. В любом случае, однако, эти списки будут спорными. Одновременно подсказки родителям очень и очень нужны. Мы надеемся, что они прежде постараются прочесть и решить для себя, что давать детям.
Зачем же вы пишете, что рассказ "Я немец" про трудного ребенка и терпение и любовь родителей? Это что за издевательство? Рассказ про то, как над нервным ребенком, да еще и больным, издеваются, отправив его в игнор, доводят детей до того, что один зашивает себе рот, а второй хочет отрезать язык - и это про терпение и любовь родителей? И, главное, я начала читать это дочке, не проверив, а там такой ужас. Вы серьезно с кем-то занимаетесь чтением, и говорите своим ученикам, что этот рассказ про терпение и любовь родителей?
Мой комментарий не опубликовали. Полностью подлерживаю комментатора. Педагог, подкидывающий подобную литературу своим ученикам - диверсант в тылу у родителей, расшатывающий и подрывающий доверие детей родителям.
Добрый день! Я связался с автором подборки, прикладываю тут её ответ, без исправлений и сокращений:
Оставив за скобками тон и лексику отзыва читательницы, отвечаю на её недоумения по существу. Подробно и обстоятельно.
Ребёнок не нервный и не больной – он неудобный, неудобный для родителей, воспитателей. А неудобен он тем, что очень умён, самостоятелен в своих решениях и действиях. Он не похож на современных детей-растений, сидящих тихо в уголочке или на полу и смотрящих безотрывно в гаджет. Ему не нужно, чтобы мама за него что-то решала, чтобы защищала, – ему просто нужно немного внимания, чего мама, в силу занятости, дать ему не может. Менее одарённый и более спокойный брат в маме настолько не нуждается, да и мама, судя по всему, занимается с ним уроками.
Ребёнок полон жизни, об этом свидетельствует его поведение в поликлинике: «В очереди надо вести себя тихо, и мама говорит мне:
— Тихо.
Тихо — значит замереть, умереть, уснуть. Уснуть! И видеть сны, быть может?
Но во мне столько жизни! А вокруг ничего нет. Пустота. Коридор, покрашенный блестящей зеленой и белой красками, кадки с алоэ и пальмами. Отваливающаяся от пола пластиковая плитка. Эти люди, послушно убивающие свое время в очереди. Всего этого не существует?! Или нет? Я осторожно щиплю мальчика, сидящего рядом. Оказывается, он не манекен, он живой! Он кричит, он плачет! И мама у него живая, она кричит на мою маму».
Из него бьет энергия и инициатива: он рисует, он сам научился читать, он научился чистить картошку, он сам решает свои мальчишечьи задачи во дворе. Его крик не болезнь, а выплеск энергии. Он не любит детский сад, дерётся с братом. Как они напоминают Сида и Тома Сойера!
Мама пыталась «правильно», по книге, воспитывать своего ребёнка. Но книга не может заменить материнскую интуицию и материнские чувства.
И вот тут, уважаемая читательница, надо обратить особое внимание на мальчика: он любит, он великодушен, он прощает маму. Он готов ради её любви на всё. Он повторяет, как заклинание, слово «Мутабор!», волшебное слово из сказки о халифе-аисте, слово, которое ему кажется спасительным, изменяющим мир: ведь оно превращает человека в птицу! Он готов быть немым – немцем, чтобы его полюбили. Но мама его кормит, лечит, «воспитывает». Как это типично! И как недостаточно для детей!
И вот любовь именно этого трудного ребёнка тешит старость пожилой немощной матери. Именно его бунт и его настойчивость научили её любить.
«В честь моего приезда мама собирает всю семью. Иногда даже приезжает очень занятой брат. Мы сидим за большим, слишком большим столом с белоснежной скатертью, стол заставлен едой, как на Новый год, — за один раз столько не съесть. Я точно знаю, что мои экономные родители будут доедать все это еще неделю.
Мама наливает всем некрепкий чай, крепкий ей нельзя, и все пьют ее чай. Разговор не клеится, и мама пускается в воспоминания. Как мой брат Дима нашел дома деньги и пошел раздавать всем на улице. Как я поджигал на балконе пластилиновую крепость и чуть не сжег весь дом. Как мы с братом разбили ночной горшок. Как я пытался засунуть проволоку в розетку, а мама мне не дала.
— Как ты кричал тогда! Как ты много кричал в детстве! — Мама смотрит на меня влюбленными глазами».
Видимо, её трудный ребёнок достиг жизненного благополучия, он свободен и смотрит на своё прошлое с иронией и скрытой горечью. Но не с обидой. Он простил, и они простили друг друга.
Так что этот рассказ как раз о любви и прощении. Надо просто уметь читать.
Кстати, этот рассказ рекомендован подросткам. Лет с 13. Умным подросткам.
Римма Зандман
А для 6ти летнего аутиста что посоветуете? Спасибо!
НИзкий вам поклон. Для уроков РРЛ неоценимо
Елена Долгопят "Часы". Рассказ о том, как у старика украли коллекцию часов. Портрет грабителя он смог составить только просмотрев альбомы по искусству и найдя там портрет рыцаря,нарисованный пять веков назад. Какой подросток? Какое изменение в прошлом? Как автор смог притянуть сюда подобную тему?
спасибо, использую на уроках "Родная литература"
Это диверсия против наших детей. Как вы, "ФОМА", и Бога не боитесь?