19 апреля 1903 года, 115 лет назад, в Кишиневе начался один из самых массовых еврейских погромов в Российской империи, который осудил праведный Иоанн Кронштадтский.

Одной из главных причин произошедшего погрома стало исчезновение за два месяца до него в городе Дубоссары 14-летнего подростка Михаила Рыбаченко. Позже он был найден мертвым, после чего стали распространяться слухи, в том числе и в газетах, что это было ритуальное убийство, которое совершили евреи.

Погром начался 6 (19) апреля – в последний день еврейской Пасхи и в первый - православной. Продолжился он на следующий день при попустительстве местных властей.

В итоге его жертвами стали около 50 человек, около 600 пострадали, кроме того, были повреждены примерно половина всех домов в городе.

По горячим следам, произошедший погром осудил выдающийся православный подвижник XIX - начала XX веков праведный Иоанн Кронштадтский, написавший по этому поводу особое воззвание – «Слово о. Иоанна Кронштадтского. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе».

Это воззвание святого Иоанна Кронштадтского стало полной неожиданностью и серьезным сдерживающим фактором для многих, кто планировал расширить погромы.

 

Слово о. Иоанна Кронштадтского

Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе

115 лет назад в Кишиневе произошел еврейский погром, осужденный Иоанном Кронштадтским

«Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием пагубных увлечений и заблуждений.

А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении жизни государства, особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии. И когда же оно свершилось?

На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение!

Вместо праздника христианского они устроили скверно убийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего?

Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Послушайте, как Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». И пошли в другое селение.

Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова, кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим. 8, 9), тот и не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это.

О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища! Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь».

 

Читайте также:

Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века

Святой Иоанн Кронштадтский: Непонятый до конца

Урок Иоанна Кронштадтского

Святой Иоанн Кронштадтский: 25 лет канонизации

 

Еврейский погром в Кишиневе в 1903 году. Фото с сайта oldchisinau.com

 

 

3
0
Сохранить
Поделиться: