9 сентября отмечается память преподобного Пимена Великого — одного из известнейших подвижников IV века. Он воспитал множество учеников, а его наставления, случаи из жизни и афоризмы вошли в «Древний Патерик» — самое известное собрание монашеских жизнеописаний, советов и поучений.

редактор направления «Вера»
Пимен Великий родился около 340 года в Египте и с детства стремился к монашеской жизни. Вместе с двумя братьями, Анубом и Паисием, он поступил в Скитский монастырь, который в те времена был школой духовной жизни для монахов со всего христианского Востока. Здесь Пимен стал учеником опытных старцев и быстро обратил на себя внимание своей кротостью, редким умением хранить безмолвие и даром рассуждения. Постепенно к нему начали приходить за советом как простые монахи, так и известные аскеты, и лица, облеченные государственной властью.

Пимен говорил, что монах должен быть как мертвец — не обижаться, не искать своей воли, не держаться за земное, и жил в соответствии со своим кредо. Когда в 407 году Скитский монастырь был разорен в результате набега берберов, он снялся с обжитого места и переселился с братией в долину Вади аль-Натрун в египетской пустыне. Там он прожил до глубокой старости, продолжая наставлять учеников. Скончался Пимен около 450 года, оставив после себя множество кратких, но глубоких изречений, составивших основу сборника «Афоризмы» и вошедших в «Древний Патерик». Его память Церковь совершает 27 августа (9 сентября по новому стилю).
Жизнь Пимена Великого была тихой и внешне неприметной, но духовная глубина его советов и масштаб личности до сих пор продолжают притягивать внимание людей, ищущих ответы на волнующие их вопросы духовной жизни. Вот некоторые из его словесных жемчужин:
1.

Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу.
2.

Мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем он видит совершенства. Если же сам себе кажется совершенным, то, сравнивая с собой брата, находит его худым.
3.

Усиленно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк 6:26).
4.

Хранение самого себя, внимание к самому себе и рассуждение — вот три добродетели, путеводительницы души.
5.

В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание.
6.

Молчание не добродетель, когда милосердие требует говорить.
7.

Хорошо убегать от причин греха. Человек, находящийся рядом с поводом к греху, подобен стоящему на краю глубокой пропасти.
8.

Живая вера заключается в том, чтобы поменьше думать о себе и быть добрее к окружающим.
9.

Однажды монахи спросили Пимена: «Если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом?» Старец ответил: «Что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, пройду мимо, ничего не говоря ему».
10.

К авве Пимену пришли старцы и задали вопрос: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то нужно ли разбудить его, чтоб он не дремал на службе?» Он сказал им: «Что касается до меня, то я, если увижу брата моего дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его».
