Значение имени Дмитрий

1 июня Церковь совершает память благоверного князя Дмитрия Донского

Имя Дмитрий

По своему происхождению имя Дмитрий древнегреческое. «Δημήτριος» значит «посвященный богине плодородия Деметре», или «имеющий отношение к Деметре, Матери Земле». В силу происхождения имя Дмитрий получило самое широкое распространение, причем во многих языках оно имеет даже женский вариант: Дмитрия. Мы встречаем мужское имя Дмитрио у испанцев, португальцев, итальянцев, каталонцев и корсиканцев, Думитру — у румын и молдаван, Дёмётера — у венгров, и традиционное имя Дмитрий — у русских, поляков, чехов, болгар, сербов, украинцев, белорусов. В Греции, где особо почитается великомученик Дмитрий Солунский, имя Дмитрий наиболее популярно. Каждого четвертого мужчину в стране зовут Дмитрий.

В России пик популярности имени Дмитрий пришелся на 1982 год. Тогда по стране на каждые 10 тысяч новорожденных мальчиков 400 были названы Дмитриями. За последние тридцать лет интерес к этому имени стабильно высокий. Несмотря на меняющуюся моду, родители в нашей стране по-прежнему и с удовольствием называют сыновей Дмитриями, Димами, Митями. Поэтому имя Дмитрий в рейтинге популярности не опускается ниже четвертого пункта.

Впрочем, это не удивительно, ведь имя Дмитрий в России на протяжении многих столетий было княжеским, царским, ассоциировалось с могучей человеческой силой и воинской славой.

Одной из ярчайших фигур русской истории по сей день остается победитель войска Мамая, благоверный князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским. Его память Русская Православная Церковь совершает 1 июня (19 мая по ст.стилю).

Дмитрий Донской

Он получил московский княжеский престол, когда ему едва исполнилось девять лет. За тридцать лет своего правления (умер 1 июня, или 19 мая ст.ст, 1389 года) фактически исполнил миссию «первого русского царя», стремящегося в своей политике к объединению и образованию Московского царства.

Его воспитывал умнейший человек своего времени московский митрополит Алексей, а духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский. Еще будучи малолетним юношей, он ездил в Орду за великокняжеским ярлыком. Там он соприкоснулся с миром лжи, смуты, распрей и раздоров. Но несмотря на это не утратил ни терпения, ни смирения, возрос в мужестве, мудрости и милосердии.

Первый свой поход Дмитрий предпринял в тринадцать лет, когда оружием ему пришлось доказать свои претензии на власть. Его соперником был суздальский князь, желавший помешать Дмитрию венчаться на великое княжество. Но увидев многочисленные войска князя Дмитрия Ивановича, суздальский князь отступил. В 1366 году, упрочивая свое положение, великий князь Дмитрий венчался на дочери своего бывшего соперника, суздальской княжне Евдокии. В браке, который был освящен необыкновенной любовью обоих супругов к Богу, как пишет житие, родилось двенадцать детей.

Все годы своего правления Дмитрию Ивановичу приходилось отстаивать свое право на власть и бороться за нее, отражая то нападения литовских войск с Запада, то татарской орды с Востока. Он был мудрым дипломатом, а когда требовалось — отважным воином.

В 1378 году он разбил огромное войско Мамая на реке Воже. Эта битва стала репетицией перед еще более колоссальным сражением, которое произошло спустя два года между реками Непрядвой и Доном.

Преподобный Сергий Радонежский благословил иконой Божией Матери объединенные войска под командованием князя Дмитрия отправиться в поход против Орды. 8 сентября (21 сентября) 1380 года в устье реки Непрядвы на Куликовом поле русские полки нанесли войску Мамая сокрушительный удар. Как говорит житие, князь сражался в латах простого воина, а на его коне, в великокняжеских доспехах командовал войском боярин Михаил Бренко. В жестокой битве, после которой татары с позором бежали, побросав свои обозы, боярин Михаил Бренко был убит, а князь Дмитрий Иванович тяжело раненен. После битвы его нашли войны-костромичи. Князя Дмитрия и икону после победы у Дона стали называть Донскими. С тех пор Донской иконе Божией Матери молились каждый раз, когда стране грозила опасность.

Из ста пятидесяти тысяч воинов домой вернулось всего сорок тысяч. Очевидно было, что битва, сокрушившая татар, нанесла колоссальный урон русскому воинству и ослабила Москву. Появились разногласия между князем и боярами. Это сыграло на руку хану Тохтамышу, который в 1382 году разорил и сжег Москву.

После этого князю Дмитрию приходилось еще не раз браться за оружие, отражая нападения то одного, то другого соседа. Однако даже на этом фоне он проявлял себя как истинный христианин. Был милостив и богобоязненен, был благочестивым и ревностным христианином, строил монастыри и храмы (Успенский Стромынский монастырь, Николо-Угрешский и Голутвинский монастыри под Москвой, Рождества Богородицы на Куликовом поле) и всегда прибегал к духовной помощи и поддержке своего наставника преподобного Сергия Радонежского.

Кончина князя Дмитрия Донского 1 июня 1389 года стала для многих личным горем, так любили этого справедливого, мудрого и доброго князя. На смертном одре он обратился к своим ближним и боярам со словами: «Бог мира да будет с вами!»

Великий князь был погребен в Архангельском соборе московского Кремля рядом с гробницами отца, деда и прадеда. На отпевании о князе молился и плакал преподобный Сергий Радонежский.

Благоверный князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых 600 лет спустя после своей кончины, в год тысячелетия Крещения Руси, в мае 1988 года. День памяти святого князя Дмитрия Донского Русская Православная Церковь отмечает 1 июня (19 мая по ст.стилю).

Дмитрий Солунский

Святой Дмитрий Солунский широко почитается христианами всего мира, а с момента крещения Руси — и у нас в стране. Многие из русских князей были названы в честь Великомученика Дмитрия. Среди них и благоверный князь Дмитрий Донской. Икону любимого святого, своего небесного покровителя, главную святыню Дмитривского собора, великий князь перенес из Владимира в Москву накануне Куликовской битвы.

Дмитрий Солунский родился в конце III века семье вельможи, состоявшего в должности проконсула Рима в Фессалониках. Семья тайно исповедовала христианство. Тайно же, в домовой церкви, Дмитрий был крещен. С детства воспитывался в христианском благочестии и страхе Божием. Когда в 305 году отец его скончался, император Галерий Максимиан, вступивший незадолго до этого на престол, повелел сыну проконсула занять должность отца. Юноша, который только достиг совершеннолетия, был вызван в Рим. Убедившись в образованности и мужественности, административных способностях Дмитрия, император рассчитывал, что талантливый юноша сумеет грамотно управлять провинций от лица Рима, и станет не только защищать город от нападения варваров (прежде всего славян), но и истреблять христиан. Однако в последнем император жестоко ошибся. Вернувшись из Рима, Дмитрий тут же открыто объявил себя христианином и начал проповедь. Вопреки повелению императора «казнить каждого, кто призывает имя Христа», Дмитрий боролся с язычеством и идолопоклонниками, многих обращал в христианство. Он стал «вторым апостолом Павлом», как пишет о нем составитель его жития Метофраст, потому что община верующих в городе при нем стала стремительно расти.

Когда император узнал о своей ошибке, его гневу не было предела. Возвращаясь из похода, бывшего в Причерноморье, он повел войска через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом-христианином. Святой Дмитрий, узнав, что император приближается к городу, велел слуге раздать все свое богатство нищим со словами: «Раздадим богатство земное и будем искать себе богатства небесного».

Перед императором святой Дмитрий также объявил себя христианином, открыто обличал язычество, за что был отправлен в тюрьму дожидаться казни.

Император любил тешить себя гладиаторскими боями. Особенно его восхищала сила и красота германца Лия, который легко расправлялся с соперниками-христианами, сбрасывая их на копья. К святому Дмитрию в тюрьму пришел его ученик, юноша-христианин Нестор, который просил святого Дмитрия молиться о нем и благословить сразиться с гладиатором Лием.

На арене Нестор не просто одолел гладиатора, но передал его смерти, сбросив на копья. Император вознегодовал и немедленно казнил Нестора. А узнав, что его наставником был святой Дмитрий, отправил к последнему убийц. Утром 8 ноября (26 октября по ст.стилю) 306 года воины закололи копьями безоружного Дмитрия.

Его слуга Лупп собрал кровь святого полотенцем, а императорский перстень, снявши с руки святого, омочил в крови мученика. Впоследствии от этих вещей совершалось немало чудес и исцелений.

По приказанию императора тело святого Дмитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христианам удалось спрятать тело святого и тайно похоронить.

Много лет спустя Император Константин повелел воздвигнуть над могилой святого Дмитрия храм. А еще через сто лет, при строительство уже новой церкви, мощи святого Дмитрия Солунского были обретены нетленными и помещены в раку. В VII веке мощи неожиданно стали источать миро. С тех пор в церковной традиции принято именовать Великомученика Дмитрия Солунского Мироточивым.

Дмитриевская суббота

Дмитриевская суббота — это день (накануне 8 ноября, когда совершается память св. Дмитрия Солунского) всеобщего поминовения «от века преставльшихся православных христиан» и прежде всего воинов. В народном календаре Дмитриевская суббота считалась последней в году и главной родительской субботой. Считается, что поминать погибших воинов в этот день стало принято благодаря князю Дмитрию Донскому, обратившемуся к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой служить впредь панихиды по погибшим на Куликовом поле воинам. Впрочем, прямых документальных доказательств тому нет, если не считать сюжета о княжеской просьбе в «Сказании о Мамаевом побоище». Это «Сказание» находится в составе Никоновской летописи, датированной серединой XVI века. Однако в уставных новгородских книгах уже в XV веке мы встречаем дмитриевскую субботу, как день всеобщего поминовения воинов, что косвенно подтверждает теорию об установлении такого ее значения еще во времена благоверного князя Дмитрия Донского. Как бы то ни было, поминовение усопших воинов в дмитриевскую субботу было как минимум народной традицией.

Однако к концу XIX века мнение о связи дмитриевской субботы с Куликовской битвой стало широкого распространено. И 22 августа 1903 года император Николай II издал указ, установивший совершать в воинских частях панихиды по усопшим войнам «за веру, царя и отечество на поле брани живот свой положившим».

Тропарь благоверного князя Димитрия

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия

глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

 
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.