Священномученик Иларион (Троицкий) (1886-1929)

Москва, Политехнический музей, 1923 год. 

Из диспута с Луначарским:
«Как же так, вы, служители культа, совершенно погрязли в противоречиях. С одной стороны, для вас Священное Писание – это нечто непререкаемое, а с другой, там ведь неоднократно говорится, что несть власти не от Бога. А советскую власть вы не любите. А советскую власть вы ругаете, недовольны ею. Как вы, гражданин Троицкий, ответите на это вопрос?
– А мы разве говорим, что советская власть не от Бога? Да, конечно, от Бога! В наказание нам за грехи…”

Из письма по пострижении в монашество:
«Будто какая высокая волна подняла меня, да и до сих пор не отпустила… Что я пережил, не умею рассказать, но после почувствовал себя помолодевшим, совсем мальчиком… Вместе с куцыми одеждами сброшено что-то такое, что тяготило, беспокоило; стало легче, покойнее. Говорят опытные люди, что это всегда новоначальному монаху подается вкусить душевного мира, чтобы он знал, ради чего должен он подвизаться при всех будущих искушениях… своих “мирских” друзей вспоминаю очень часто. Думается мне, что в отношении к ним и в монашестве я не имею повода перемениться. Интересно, конечно, как вы рассуждаете обо мне теперь: “Пропал человек неизвестно из-за чего”; “Что сделал с собой?” Эх, мир, мир! Я мир понял и примирился с ним, и очень жаль, что мир вовсе не хочет примириться с монашеством. А стоит только сознаться: “ведь не одна же форма жизни должна быть для всех”. Я же избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? – “Веселый”.

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского) “Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия”, кн. 4.

В миру – Владимир Алексеевич Троицкий. Родился в 1886 году в селе Липицы Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульское духовное училище и семинарию, затем Московскую духовную академию, где остался преподавать. Активно путешествовал, объехал Восточную Европу, Балканы, Германию, Францию, Швейцарию. Принял монашество и священство в 1913 году. Автор многих научных трудов. Самый молодой профессор и архимандрит в России того времени.
Крупнейший русский богослов, впервые в истории Православия сформулировавший теоретическое обоснование Церкви (книга “Без Церкви несть спасения”). Выдающийся церковный деятель, активный участник Поместного Собора 1917 года и поборник восстановления патриаршества на Руси после двухсотлетнего перерыва. В 1920 году стал епископом в возрасте тридцати трех лет, в 1923 году – в тридцать шесть лет – архиепископом и ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Боролся с обновленческим расколом, участвовал в публичных диспутах на темы религии, в том числе и с наркомом просвещения Луначарским, неизменно оказываясь победителем.
Советская власть лукаво пыталась склонить выдающегося иерарха к сотрудничеству, предлагая поддержать его в качестве главы Церкви, но безрезультатно. Многократно арестовывался, провел семь лет в заключении, из них большую часть в Соловецком концлагере. В декабре 1929 года умер от тифа в больнице Петроградской тюрьмы при этапировании на новый срок ссылки. Честные останки обретены и покоятся в Сретенском монастыре г. Москвы, где он служил.
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.