Однажды ко мне пришли настоящие ариане. Для меня это было примерно то же самое, как если бы к нам в гости вдруг забрел живой динозавр.
Субботним утром, когда я еще спал, в комнату сунула нос дочка:
- Пап, там мужики какие-то пришли.
- Пьяные? – спросонья начал я стандартный перебор вариантов утренних посещений, обычных для нашей местности.
- Нет. И одеты прилично.
- Продают чего-нибудь?
- Ничего.
- Показания счетчика спрашивают?
- Ой, да нет же.
- Но чего-то они все-таки хотят?
- Сказали – хотят поговорить о Боге, смысле жизни и о чем-то еще. Я в общем не поняла, пап. Короче, иди сам с ними разбирайся.
Ну чего… Раз такое дело… Если Боге и о смысле жизни… Быстренько встал, оделся, продрал глаза, прочел краткую молитву, и отправился к загадочным искателям истины.
На крылечке стояли двое интеллигентного вида мужчин, с опаской поглядывавших на нашу собаку, бродившую у меня за спиной в прихожей.
- Здравствуйте. Хотели бы вы поговорить о Боге, Библии и о смысле жизни.
- Да, конечно. О чем же еще и говорить, если не об этом? Очень рад, проходите, пожалуйста.
Я прогнал разочарованную собаку во двор, и впустил гостей. Предложил им снять куртки, но они почему-то отказались.
- Вы, наверное, христианские проповедники, да? Расскажите о себе – кто вы, из какой конфессии?
Гости мялись и представляться не спешили.
- Вы пятидесятники? Или баптисты? А может адвентисты? Или харизматы?
Гости переглянулись. Наконец один, видимо, старший, с неловкой улыбкой произнес:
- Обычно нас называют свидетели Иеговы.
- О, как здорово! – обрадовался я. – Это же так здорово, вы даже не представляете!
- Чем же мы так вас обрадовали? – поинтересовался старший, недоверчиво наблюдая за моим бурным восторгом.
- Да как чем! Ведь я же вас впервые вижу. У меня есть знакомые баптисты, с пятидесятниками много общался. А вот про вас раньше только слышал и читал, а вживую – ни разу не доводилось. Интересно было – что за люди. И тут – на тебе: сами пришли. Это же просто чудо Божье, правда?
Свидетели Иеговы переглянулись, и на всякий случай промолчали.
- Давайте знакомиться. Меня зовут Александр, я православный христианин и с огромным интересом готов выслушать вашу проповедь.
Гости тоже вежливо представились, и начали рассказ с несколько неожиданной для меня темы:
- Вы, наверное, читали Библию?
- Да, конечно, читал.
- Но, наверное, Вы не в курсе, что в нее были внесены очень существенные искажения. Дело в том, что в четвертом веке после распятия Иисуса Христа, византийский царь велел собрать всех верующих и запретил им исповедовать истинную веру. А главного ее проповедника велел объявить лжецом и еретиком. После этого все списки Библии были переписаны с искажениями в угоду царю. А имя главного проповедника истиной веры облили грязью и предали забвению. И лишь в девятнадцатом веке другой великий проповедник Чарлз Рассел сумел восстановить поврежденное учение Библии, которое мы и проповедуем.
- Почему же не в курсе? Знаю я эту историю, очень даже хорошо. Царя звали Константином. А главного проповедника, наверное – Арием, так?
- Да, так, - гости посмотрели на меня с явным уважением, - Мы понимаем, что вы, конечно же, как православный, не согласны с такой трактовкой событий. Поэтому, предлагаем говорить в категориях исторической науки, поскольку, наука беспристрастна. Согласны?
- Видите ли, наука оперирует прежде всего фактами. Вот факты, которые вы озвучили: истина была проповедуема Арием до Первого Вселенского Собора. Потом, она на полтора тысячелетия исчезла, никто о ней даже не слышал все это время. И лишь в XIX веке Рассел вновь ее провозгласил, создав вашу церковь. Я правильно вас понял?
Гости дружно кивнули, соглашаясь.
- Так вот, с позиций исторической науки я не представляю себе такую ситуацию, когда истинное учение Бога вдруг исчезло с лица земли на полторы тысячи лет абсолютно бесследно. Ведь если Сам Бог дал людям это учение, то никакой земной царь тут ничего сделать не сможет. Кто есть царь против Бога? Истина все равно себя обнаружит, таково уж ее свойство. И если вы сейчас сможете мне предложить хотя бы два факта, когда истинное учение проявило себя за эти полторы тысячи лет до появления вашей церкви, у нас будет основание для разговора в категориях исторической науки. А если нет, то – не обессудьте, ничего у нас не получится за неимением фактического материала.
Старший подумал немного, улыбнулся, и честно признал, что не готов к такой постановке вопроса. Мы очень мирно проговорили еще минут сорок. Я узнал массу интереснейших сведений о вероучении Свидетелей Иеговы. Самым интересным и даже немного шокирующим рассказом стала для меня история о том, что оказывается в Иисусе Христе воплотился не Бог, а всего лишь архангел Михаил. Такой экзотики я не встречал даже в учебниках по сектоведению. Ну а они, в свою очередь, услышали от меня историю возникновения Септуагинты, с удивлением прочитали в собственном экземпляре Библии, что этот греческий перевод был сделан задолго до Рождества Христова (где-то там мелким шрифтом у них было это отпечатано). Я подробно объяснил им, почему не могу согласиться с их трактовкой Библии, подарил им свежий экземпляр журнала «Фома», и пригласил приходить еще – поговорить о Боге, Библии и смысле жизни.
Часа через три не выдержал, побежал к нашему батюшке, живущему через улицу от меня – поделиться впечатлениями.
- Отче, вот честное-пречестное слово, ко мне сегодня настоящие еретики приходили. Ариане! Как будто из четвертого века вынырнули, ей-право! – И рассказал ему вкратце эту историю.
- Знаю, знаю… - батюшка протер очки, - у меня эти твои ариане тоже были. Ты их накрутил там со своими научными историями. И они решили ко мне с другого конца зайти. Я, правда, честно сказал, что я – православный священник. Ну, они вроде как и не против – мол, сообща будем искать истину. Вот вы, говорят, как священник, знаете же, что Библия говорит о людях в последние времена? Ну, что люди тогда будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, недружелюбны. Вы согласны, что все это мы сегодня наблюдаем вокруг себя, что люди действительно стали злы и последние времена приблизились?
А я им в ответ:
- Нет, не согласен. Думаю, люди всегда были примерно одинаковы в этом отношении. А уж в наше время их нравы значительно смягчились по сравнению со временами былыми.
- Интересная мысль, - оживился проповедник, - И Вы можете ее доказать?
- Да запросто. Ну вот, к примеру, если бы вы лет пятьсот назад вот так – по дворам вздумали бы ходить со своими измышлениями, вас бы просто схватили и сожгли на рыночной площади. А теперь, глядите как хорошо – мы с вами спокойно разговариваем, никто никого не трогает.
- Интересная мысль… - повторил проповедник, с уже гораздо меньшим энтузиазмом. И наскоро попрощавшись, ушел вместе со своим молчаливым спутником.
Позже я узнал, что после батюшки Свидетели Иеговы побывали еще у одного нашего прихожанина – Валерия Павловича, человека пожилого, серьезного и решительного.
- Палыч, ну а ты как? Поговорил с этими, с свидетелями?
Валерий Палыч в это время заканчивал расчищать от снега дорожку к своему дому.
- Поговорил, да. Сказал, что если через десять секунд я их у калитки увижу, спущу собак.
- Ну и как?
- Не знаю. Наверное, ушли. Я не проверял. Чай пить будем?
- А то! И еще о смысле жизни поговорим, о Боге, о Библии.
- Давай, заходи, - Палыч посторонился, пропуская меня в дом, и отряхивая валенки от налипшего снега.
На заставке фрагмент фото Joe Shlabotnik