Старше империй, сильнее времени

Дмитрий Володихин о древнейшем храме Крыма

Вот уже несколько недель повсюду и везде говорят о присоединении Крыма к России, празднуют годовщину, обсуждают острые проблемы. Хотелось бы добавить в эту огромную полемику еще одну тему — на первый взгляд, узкую, незначительную, а в действительности, быть может, важнейшую.

VolodihinDКрым это ведь не только земли, люди, производства, дороги, вокзалы и аэропорты. Это еще и древние православные святыни. Их здесь много. Все старые города полуострова отмечены их присутствием. А потому переход Крыма в состав России налагает большую ответственность за судьбы этих святынь и делает необходимым открыть еще одну страницу духовного просвещения, а именно ту, которая повествует о христианских древностях Тавриды.

Вот пример: в Керчи, неподалеку от набережной, стоит маленький, скромный по архитектурной отделке, но изящный и очень соразмерный храм, который входит в число древнейших церквей России и, быть может, является самым древним среди них. Это церковь святого Иоанна Предтечи. Вернее… половина церкви: вторая половина достроена в XX веке.

Письменные источники не сообщают точной даты ее создания. Но до наших дней дошла надпись, согласно которой в храме находится погребение некоего раба Божия Георгия, скончавшегося в 752 году. Кроме того, обнаружены амфоры VIII—IX столетий, служившие «голосниками», т.е. улучшавшие акустику церковного здания. Археологи спорят между собой: по разным материалам, найденным во время раскопок, дата закладки храма «плавает» между VIII и X веками (погребение могли перенести туда через много лет после возведения храма).

Христианство пришло сюда очень рано, местный епископ побывал на Никейском вселенском соборе в 325 году. Следовательно, храмы тут существовали задолго до VIII века, просто они не дошли до наших дней. Но в любом случает обстоятельства, связанные с рождением и младенческим временем в судьбе Иоанно-Предтеченской церкви – немирные, страшные. Стены ее повидали разных хозяев полуострова. И если некоторые из них относились к храму с большой бережностью, то другие не видели ничего доброго в его существовании.

В VIII веке на Крым включая и берега Боспора Киммерийского (как в ту пору называли Керченский пролив), распространилась власть Хазарии. Крымскими землями управлял «тудун» — наместник хазарского правителя. Веротерпимость в этом государстве варьировала в очень широких пределах. Мог ли при господстве хазар на берегу Боспора возникнуть христианский храм? Мог ли он существовать там, не подвергаясь разрушениям? Вопрос очень спорный, очень сложный. Не на него однозначного ответа.

Крым освободился от власти хазар в середине – второй половине IX века. На территории современной Керчи археологи нашли развалины хазарской крепости, которую взяли штурмом, спалили и разрушили подданные константинопольского императора, греки. Неподалеку от нее начало восстанавливаться чисто греческое поселение – маленький городок ремесленников и купцов. Скорее всего, именно тогда, где-то на исходе IX столетия, и возникла церковь Иоанна Предтечи. Наверное, в ту пору она символизировала надежду поселенцев на долгую счастливую жизнь, а разве может быть такая жизнь без Бога, без Церкви?

В середине X столетия русские князья разрушили Хазарскую державу. На какое-то время маленький кусочек Приазовья – Тмутаракань и Корчев (так именовали тогда Керчь) оказались под властью Руси. В Корчеве, скорее всего, был посажен русский наместник или княжеский тиун. Во всяком случае, тут найдена печать некоего Ратибора, печать знатной гречанки Феофании Музалон, ставшей супругой одному из русских князей XI века, монеты Тмутараканского княжества. Иначе говоря, город, а вместе с ним и храм Иоанна Предтечи на какое-то время стали частью русского мира.

У русских князей и дружинников храм должен был вызывать почтительное отношение. В конце концов, именно греки были учителями Руси, недавно вошедшей во вселенную Восточного христианства…

В 1068 году тмутараканский князь Глеб Святославич по льду измерял Керченский пролив. Так вот, согласно идеям некоторых историков, отправной точкой для измерительного процесса на Западном побережье пролива стала именно церковь Иоанна Предтечи.

На рубеже XI—XII веков город опять стал частью императорских владений. Позднее в его стенах утверждали свою власть итальянцы, турки, татары (храм даже на какое-то время превратился в мечеть), покуда в Крым не пришла Российская империя.

Судьба Иоанно-Предтеченского храма – древо с корнями, уходящими в эпоху, когда русская государственность была разве что в планах, когда Рюрика еще, может быть, не призвали новгородцы, когда на Руси языческое общество знало о христианстве лишь понаслышке. Биография маленького церковного здания содержит в себе притчу, выложенную из камня: великие царства рождаются и гибнут; приходят народы – потрясатели мира, всем владеют, а потом растворяются без следа; имена могущественных правителей остаются лишь на монетах да на камнях; ничто не вечно, жизнь земная – суета и тлен; одна вера всё способна пережить, и время не налагает на нее разрушительную длань…

На анонсе храм Иоанна Предтечи в Керчи, источник ru.wikipedia.org

VolodihinD ВОЛОДИХИН Дмитрий
рубрика: Авторы » В »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Александр Петрич
    Март 31, 2015 10:36

    Прискорбно осознавать, что русская Православная Церковь признает аннексию Крыма чем-то естественным, а не подлым ударом в спину Украине, нарушением как международных договоров, в частности будапештского меморандума, так и договора о дружбе между Россией и Украиной и уважением суверенитета, соблюдением территориальной целостности. Пусть говорят, что присоединение осуществилось бескровно в результате референдума, так сказать по воле народа. Но разве народ заставлял парламент Крыма голосовать под дулами автоматов за референдум, а не боевики Гиркина-Стрелкова? Равзе можно признать референдум правомочным, если российские войска оккупировали Крым? И только нежелание украинских военных стрелять в братьев по крови не позволило разгореться вооруженному конфликту, способному перерасти в З-ю мировую. Но главное преступление российской власти, это то, что они провели разделительную черту между нашими народами, возможно, навсегда! Соответственно, РПЦ лишится миллионов прихожан, а УПЦ будет стремится к юридической автономии, а не формальной. И это ранит наши сердца. Но не наша в этом вина, что российские СМИ заклеймили нас всех бандеровцами, карателями и фашистами! И вся ответственность перед Богом ложится на российские власти, на священноначалие РПЦ, которое даже не протестовало против братоубийственной войны, а также на тех россиянах (а их большинство), которое поддерживает эту политику! И кровь братьев на вас!!!

    • Владимир Грандэ
      Апрель 1, 2015 11:35

      Несчастный ты человек! Мне тебя жалко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.