Смыслы и культы

20 июля, в ночь с четверга на пятницу, в американском городе Денвере некий Джеймс Холмс открыл стрельбу в кинотеатре «Аврора» на премьере нового фильма о Бэтмене. Свидетельствуют, что когда этот молодой человек, называвший себя главным врагом Бэтмена Джокером и выкрасивший волосы в красный цвет, – вышел в зал с винтовкой в руке и принялся сперва распылять слезоточивый газ, – раздались аплодисменты. Они еще некоторое время звучали и под первые выстрелы, так как зрители поначалу приняли свой расстрел за органическую часть премьерного шоу. Сразу погибло двенадцать человек, и более семидесяти было ранено.

Откликаясь на это событие в своих интернет-дневниках, многие отечественные и зарубежные блогеры усмотрели определенную связь между поступком явно повредившегося в уме рядового потребителя пресловутой «массовой культуры» и самим жанром фильма. Вспомнили и о компьютерных играх про Темного Рыцаря, которые выходят аж с 1986 года. А сейчас, когда я пишу, а вы — читаете эти строки, — тысячи молодых людей по всему миру сражаются «в Бэтмена» в режиме онлайн. 

В эту самую минуту.

Немалая же часть комментаторов поспешила заверить, что дело не в Бэтмене и не в жанрах, но в том, что отдельные люди всегда сходили и будут сходить с ума. 

Это, мол, неизбежно, психиатрия.

И все-таки заметим, что денверовский стрелок затеял свою кровавую американскую бойню не на премьере мелодрамы или исторической саги, а на преобразованной из комикса истории про супермстителя, твердо убежденного в эффективности такой вещи как самосуд. Кстати, в генезисе истории про «Человека-Летучую мышь» — убийство родителей на глазах у ребенка, впоследствии поклявшегося посвятить свою жизнь борьбе за справедливость. Борьба, конечно же, кровавая, впрочем, интересующихся я отсылаю к подробной статье о Бэтмене в «Википедии», обещая непросвещенному читателю (не знающему, например, кто такой Джокер, которым вообразил себя Джеймс Холмс) много неожиданного. Здесь же я приведу из этой статьи только одну, внешне весьма невинную цитату: «Как культурная икона Бэтмен был адаптирован для кино, телевидения и книг, а также появлялся в различных видах товаров, продающихся по всему миру, таких как видеоигры, игрушки и одежда». 

С теми, кто настойчиво просит не усматривать прямой связи между поведением отдельных безумцев и теми или иными фильмами/комиксами, — я спорить не стану. К тому же люди моего поколения отлично помнят, как советская газетная пропаганда клеймила тот же американский кинематограф, усматривая в самом факте его существования вирус чуть ли не сознательного разрушения человеческой психики. И, вероятно, проскочившая у некоторых блогеров отчаянно-циничная фраза «искусство требует жертв», как её не поворачивай и не переосмысляй — только фраза. Но что же делать, если вдруг какое-то умозаключение неожиданно фокусируется в то, что иначе как реальностью не назовёшь? Развести руками?

…В начале этой недели дело об убийцах в станице Кущевская передали в суд. В доме фермера Аметова бригадой Сергея Цапко было уничтожено двенадцать человек, включая малых детей и младенцев (известно, что и в это и в некоторые другие преступления Цапок «закладывал» месть за своего убитого брата, такого же как и он сам, бандита — «Колю-Бешеного»).

А чуть менее трех недель тому назад, из телепередачи Алексея Пиманова «Человек и закон», посвященной кущевским событиям, я выписал (с помощью интернета, конечно) одну цитату, на которую хочу обратить ваше внимание. Но сначала сообщу, что еще перед началом телевизионного спецвыпуска, в котором обильно использовались кадры из гангстерского фильма Копполы «Крёстный отец» (любимой картины главного палача Кущевки), ведущий обмолвился: речь пойдет, в частности, и о корнях этого страшного преступления. И упомянул «культовый» телесериал Алексея Сидорова «Бригада». 

Итак, в этой телепрограмме, один из убийц семьи фермера Аметова и его гостей,  молодой «качок» Владимир Алексеев по кличке «Вова-Беспредел» вещает на камеру через решетку изолятора:  «…Честно сказать, я с детства думал и презирал убийц, никогда не знал, что сам стану таким аморальным уродом…» И затем — в следующем включении – он доверчиво признается, вспоминая начало своей «карьеры»: «…Я с детства запомнил… Да, волна вот эта вот, криминальная, — фильмы «Бригада» и всё остальное… Когда ты видишь уважение, да…». 

Заметим, что в той же «Википедии», в статье о фильме «Бригада» — сериал назван «культовым». Иными словами, за главным героем, криминальным «авторитетом» Сашей Беловым («Белым»), искусно сыгранном Сергеем Безруковым и его соратниками стоит нечто большее, чем просто рядовая киноистория.

Смыслы и культы

Вернемся к Бэтмену и Джеймсу Холмсу.

Новости сообщили, что режиссер фильма «Темный Рыцарь: Возрождение легенды» от лица съемочной группы заявил, что глубоко опечален «бессмысленной трагедией», случившейся в американском кинотеатре «Аврора». В телеразговорах о кущевской бойне тоже, я заметил, твердилось об отсутствии каких-либо логик: ну детей-то зачем душить? Что и кому может рассказать годовалый ребенок?

Между тем, странные, на первый взгляд неправдоподобные, нитевидные смыслы здесь, думаю, все-таки – прощупываются. И они – живые, со своим кодом ДНК, разглядывая который под воображаемым микроскопом, некоторые молекулы и связи между ними могут сложиться в узнаваемые художественные портреты – из той или иной «культурной продукции». Просто в это очень трудно поверить. 

В конце концов кущевского «Вову-Беспредела» тоже за язык никто не тянул. У него что называется – вырвалось.

Но значит ли вышесказанное, что массовая культура – это очевидное зло, на борьбу с которым пора поднимать всё живое? Нет, конечно. Масскульт отменить никому не под силу, это не нужно и невозможно. Супергеройские и гангстерские боевики как выходили так и будут выходить, армии поклонников той или иной франшизы будут только расти. И, конечно же, насмотревшись боевиков, человек с нормальной психикой не бросится палить по соотечественникам. 

Просто, наверное, многим из нас (родителям, например) стоит не забывать, что старинная русская поговорка про дым и огонь (которые в век нынешних технологий давно умеют существовать отдельно друг от друга) – не такая уж замшелая древность. Её ведь тоже не на пустом месте сложили.

0
0
Сохранить
Поделиться: