Разве не религия — причина всех войн?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Разве не религия — причина всех войн?

Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас — особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ — запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация)  и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры — крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии,  причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями,  резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями — соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.

Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ — воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно — увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны.  Религиозность — это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми — и объявить двуногость причиной войн.

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» — тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией — очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты — такие как в Северной Ирландии или в Югославии — являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная  религия, является, максимум, одним из маркеров,  который отделяет «своих» от «врагов».

Более того, в ХХ век — это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами  под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн — явно не религия.

Но разве войны не велись — и не ведутся сейчас — под религиозными лозунгами?

Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» — это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн — доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам — то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.

В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым  в нем ценностям — и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно — то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.

Но, например, бомбисты-самоубийцы — разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.

Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время  японо-китайских войн, и германскими нацистами — перед самым их концом.  

Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» — группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.  

А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?

Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года — примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.

Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке : «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».

Итак, причина войн, на глубинном уровне — человеческий грех, на более поверхностном — конфликт политических или экономических интересов,  а религиозные лозунги привлекаются уже потом.

ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Василий
    Май 30, 2017 10:29

    Во-первых автор явно не поинтересовался культурой и верованиями Японии, на самом деле камикадзе верили в загробную жизнь, после смерти камикадзе становились «гунсинами» — военными божествами, духами-покровителями страны.
    Во-вторых религия тоже борется за власть и ресурсы, т.к религии часто хотят единолично господствовать на всей Земле, считая себя высшей культурой, а все остальные культуры низшими. Религиозные идеи в т. ч. и ее нетерпимость к чужим культурам, оказывает сильное влияние на общество, они мешают людям сотрудничать с другими культурами, тем самым провоцируя конфликты. Экономические и политические конфликты можно решить и мирным путем, и религия способна помешать этому пути, т.к. ей не свойственно идти на компромиссы.

  • Геннадий
    Май 30, 2017 12:24

    Спасибо большое за интересную лекцию! В очередной раз превзошла ожидания.
    Сергей, Вы не планируете так же вести он-лайн трансляцию в YouTube и/или загружать туда видео, создать свой канал?

  • Василий
    Май 30, 2017 19:36

    В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.

  • Владимир Евгеньевич
    Июнь 3, 2017 8:32

    Религия – это связь с Богом. Цель религии – обожение, то есть усыновление Богу Отцу, и, тем самым, спасение себя от вечной смерти. Верующие так люди составляют Церковь как Тело Христово, именно эту Церковь не одолеют врата ада.

    Но Христиане живут на земле со всеми мирскими заботами и нуждаются также в церкви как организации. Вот эти две церкви, – небесная и земная, – пересекающиеся, но не совпадающие множества: не все члены земной церкви входят в Церковь небесную. В истории мы находим немало клириков, захваченных своими страстями и за церковью не видящих Бога. Вот, на картинке мы видим организатора и участников крестового похода под лозунгом «освободим Гроб Господень от неверных». Беда тех людей, увлечённых лозунгами, состоит в том, что они оставили заповеди Христовы.

    Но не в ведении войны цель христианства! К сожалению, очень мало людей за мирскими делами клира не могут разглядеть истинное сокровище Церкви – Христа.

  • Арсений
    Июнь 5, 2017 13:43

    >Итак, причина войн, на глубинном уровне — человеческий грех.

    Сергей, значил ли это, что Евреи, ведущие войну на истребление против Хананеян, и других народов по прямому приказу Бога были ведомы грехом? Значит ли это, что когда Моисей, наставляя свои войска, инструктировал их оставлять детей женского пола, не познавших мужского ложа «для себя», а познавших оное — просто убивать — он был ведом грехом?

    Ветхий завет — это руководство по порабощению и завоеванию других народов древними евреями. Не надо, пожалуйста, продавать это как учебник по нравственности!

  • Павел
    Июнь 8, 2017 5:32

    «В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.»
    ————————————————————————————-
    Зачем говорить глупости?
    Самый секулярный век — XX — породил наиболее жестокие и кровавые войны.
    Их мотивация и близко не была религиозной. Тем более, их первичная мотивация. Попросту потому, что религия уже давно не имела того значения, что раньше.
    Революционная армия Франции уже в конце 18 века победоносно вырезала Вандею и экспортировала революцию без всякой религии, а, наоборот, с удовольствием вырезая католических попов. Атеистические «красные кхмеры» жестоко воевали с не менее атеистическими коммунистами Северного Вьетнама.
    Совершенно атеистический СССР успел влезть в Корейскую войну, в Афганистан. Атеистическая Куба Фиделя Кастро влезла в Анголу. Абсолютно светская Франция, чьи, действующие и сейчас, антирелигиозные законы 1905 г. затмевают советское антирелигиозное законодательство, рвала и громила Алжир так, что угробила там порядка 2 млн. человек…

    Более того, антирелигиозные и атеистические силы в XX веке неоднократно сами развязывали антирелигиозные войны. Так, мексиканский президент Кальес развязал кровавую войну кристерос, в которой погибло порядка 100 тыс. чел. Такой же антирелигиозный террор спровоцировали испанские республиканцы-атеисты, подготовив почву для прихода Франко.

    И так далее. Вася, перестаньте бредить мифами о зловредных религиях и займитесь своим образованием.

  • Владимир Евгеньевич
    Июнь 9, 2017 18:41

    Арсений затронул тему Ветхого Завета, выхватив из него историю поражения Богом мадианитян руками евреев (Числа, 31). Вспомним и другие места Ветхого Завета:
    — первые люди, Адам и Ева отвергли Божью заповедь и лишились рая (Бытие, 3);
    — люди развратились, земля наполнилась злодеяниями, и они погибли в водах потопа, кроме Ноя (Бытие, 6);
    — много согрешили Содом и Гоморра и сгорели все кроме праведного Лота (Бытие, 19);
    — отвратились египтяне от истинного Бога и подверглись десяти казням, а войско фараоново потонуло на дне моря (Исход, 7-14);
    — сыны Израиля возроптали в пустыне на Бога, Моисея и Аарона – и погибло их более 14 тысяч (Числа, 16).
    Так и мадианитяне отвергли единого Бога сами и соблазнили евреев, за что и были истреблены.

    Хотя это далеко не полный список страданий и скорбей человеческих, но этого достаточно, чтобы увидеть их общую причину: все ужасы были следствием отвержения человеком Бога. Так что, Ветхий Завет – это никакой не учебник по нравственности. Бог приоткрывает нам, что альтернативы Его творению не существует в принципе. Можно выбрать вечную жизнь с Богом, либо вечную смерть без Него.

  • Арсений
    Июнь 21, 2017 16:32

    Владимир Евгеньевич, то есть вы утверждаете, что маленькие хананейские, и маданитянские дети, находящиеся, очевидно, в несознательном возрасте и под влиянием своих родителей, сознательно отвергли бога, а потому могут быть преданы смерти и сексуальному насилию? Извините, но это извращенная, и ужасающая логика!

  • Владимир Евгеньевич
    Июнь 24, 2017 19:10

    Заметьте, Арсений, что эти дети, хотя и были лично безвинными, но родились от язычников и пострадали вместе с ними за своих отцов. Дети страдают за грехи своих родителей и даже дедов – таков закон духовной жизни, и мы с вами его не изменим.

  • Арсений
    Июнь 29, 2017 14:15

    Владимир Евгеньевич, как вы считаете, установлен ли этот закон богом, или является частью объективной реальности, неподвластной ему?

  • Арсений
    Июнь 29, 2017 14:27

    …и как насчёт того, что только дети женского пола, не «познавшие мужского ложа» могут быть оставлены евреями «для себя», а все остальные должны быть убиты? Почему богом делается такое различие по признаку пола и сексуального опыта? Что означает эвфемизм «для себя»? Значит ли это, что хананейские девочки стали рабынями евреев для сексуальных утех? Если это нравственно по мнению христианского бога, и безнравственно с точки зрения современных конвенциональных представлений о нравственности, значит ли это, что человечество должно привести свои представления в соответствие с божественными, и допустить убийство и насилие над детьми неправильных родителей, например, отвергнувших Христа?

  • Владимир Евгеньевич
    Июль 2, 2017 11:50

    Бог создал мир из ничего. Изначально не существовало никакой материи, которую бы Бог взял готовую и только преобразовал. Если бы это было так, то человек имел бы основание искать что-то помимо Бога, чтобы преобразовать исходную материю «под себя». Но такой возможности у нас нет. Всё, что мы имеем – землю под ногами, небо над головой, воду для питья, воздух для дыхания, пищу – всё создано Богом.
    Кроме законов материального мира Богом установлены и законы духовной жизни. Если человек их познаёт и использует в своей деятельности – то он живёт в мире с Богом, людьми и самим собой. Поэтому духовные законы являются частью объективного мира и установлены Богом.
    Что касается власти Бога изменить эти законы, то я сомневаюсь, что Он на это пойдёт. Слышали ли вы такое понятие «тонкая настройка вселенной»? Но это про материю. В области духа, я думаю, похожая ситуация: если что-то хоть немного изменить, то произойдёт катастрофа.

    Насчёт «сексуальных утех», Арсений — это ваши собственные фантазии, не основанные на реальности.

  • Арсений
    Июль 3, 2017 11:16

    Владимир Евгеньевич, окей, это мои фантазии. Но мне по-прежнему непонятно, почему бог различает детей по признаку их сексуального опыта, и назначает разное наказание исходя из этого? В чём глубокий нравственный смысл этого различения? Этому нет и не может быть дано никакого вразумительного объяснения, если предположить, что евреи были ведомы богом, и выполняли его предписания.

    Напротив же, если рассматривать повествование с точки зрения реалий войны, то всё становится на свои места. Просто одно семитское племя устроило геноцид нескольких других таких же племён. Убийство в.т.ч. детей, увод в рабство в.т.ч. сексуальное — обычные реалии войны. А чтобы не вводить во смятение соплеменников, сказали, что это бог сказал так сделать. Обычная военная пропаганда.

    Удивляет другое — как люди до сих пор с этим носятся, и умудряются оправдывать такое поведение.

    Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что в приведённом мной примере, военные действия были начаты именно «людьми божьими». Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех. Естественно, такой причиной не является также и религия, как верно заметил Сергей. Однако, она активно используется для оправдания войны, являясь эффективным инструментом в руках тех, кто такие войны развязывает и ведёт. И это никак не позволяет считать религию оплотом добра и морали. Просто такая вот утилитарная штука.

  • Владимир Евгеньевич
    Июль 4, 2017 20:29

    Идолопоклонство – это тяжёлая зараза. Люди, целиком погружённые в свои земные заботы, забывают о Царствии Небесном и создают себе кумиров. Даже народ, произошедший от святого патриарха Авраама, постоянно уклонялся в идолослужение. Поэтому Бог дал строгую заповедь не сообщаться народу Израиля с языческими народами, чтобы не перенять их пагубную привычку. Этим объясняется повеление Бога убить «всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа». То, что Он разрешил оставить «детей женского пола, которые не познали мужеского ложа» означает, что неразумные девочки не могли привнести в израильский народ традиции идолослужения, поэтому их оставили «для себя» в качестве рабов, прислуги, работников.

    Вы, Арсений, пишете: «Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех». И ещё: «как люди до сих пор с этим носятся»? Вы, рассуждая о Боге, исходите из примата человеческого разума, понятий и ценностей – но это не совсем правильно. Человеческий рассудок ограничен земными понятиями, и он в принципе не способен объять и понять Бога во всей Его полноте. Известный философ Сергей Булгаков писал, что «Библия свободна от морализма и сентиментальности, и воля Божия, когда она сталкивается с голосом человеческой нравственности, открыто поставляется выше нравственности».
    Не стоит отвергать с порога библейские тексты только потому, что они не вписываются в систему ваших понятий. Библию полезно читать, держа в голове вопрос: «за что её ценили и ценят миллиарды людей, которые и верили, и даже жизнь свою не щадили?»

  • Арсений
    Июль 8, 2017 0:25

    Владимир Евгеньевич, стоит отметить, что способность ввести сынов Израиля во грех вряд ли передаётся половым путём. Поэтому ваша гипотеза плохо объясняет текст.

    Вы пишете, что я рассуждаю о боге исходя из примата человеческого разума, и поэтому не могу понять бога. Однако, чем же ещё я должен пользоваться, чтобы оценить состоятельность христианского учения? Или вы предлагаете мне принять это мировоззрение на веру без критического исследования? Сергей Худиев, вот, например, считает, что зрелое христианство такого не приветствует. Кроме того, если мне и впрямь стоит так поступить, то почему я должен предпочесть христианство, а не какое-нибудь другое учение?
    -К земле летит огромная комета, она всех уничтожит!
    -Космические агенства разных стран внимательно следят за небесными телами, и не отмечают ничего такого.
    -Это особая комета, её невозможно засечь научными приборами! Люди погрязли в грехе, и земля должна быть очищена! Выпейте этот яд, и вы перенесётесь в хвост кометы, которая является космическим кораблём.
    -То, что вы предлагаете — ужасно!
    -Вы так думаете потому, что исходите из примата человеческого разума. Это особая, божественная логика, её нельзя постичь, не достигнув просветления, которое возможно только на комете!

    Сергей Булгаков, конечно, прекрасен. Не больной кровавый серийный маньяк, а свободный от морализма и излишней сентиментальности гражданин, действующей в логике, выходящей за пределы ограниченного примата человеческого разума)

    >Библию полезно читать, держа в голове вопрос: «за что её ценили и ценят миллиарды людей, которые и верили, и даже жизнь свою не щадили?»

    То есть, если я верно понимаю, для вас массовость учения является критерием его истинности, и исключает необходимость критического исследования?

  • Владимир Евгеньевич
    Июль 9, 2017 13:30

    Массовость христианского учения и его древность не является, конечно, критерием его истинности, но это является стимулом к тому, чтобы повнимательнее к нему присмотреться. Кстати говоря, ваш пример про верующих в комету показателен: таких человек несколько десятков, а вера их возникла, может быть, несколько лет назад, и через несколько лет забудется. Не так христианство. Но главный критерий распознавания лжепророков, конечно, их плоды. Вера в комету ведёт людей к смерти, а вера во Христа – к вечной жизни.

    Критическое исследование Библии полезно, так как оно даёт понимание некоторых свойств Бога, а через это лучше постигаем самих себя. Как известно, мы познаём себя только в сравнении с другими. Поэтому очень полезно сравнить себя с Богом. Надеюсь, вы верите в существовании Бога? А если так, то откуда же, как не из откровения Божьего мы можем что-то о нём узнать? Как говорят философы, Бог трансцендентен миру, и нашим собственным рассудком мы его не познаем. Но, к счастью, Бог открывается нам, в частности, через Библию.

  • Арсений
    Июль 22, 2017 23:17

    Владимир Евгеньевич, нетрудно заметить, что вера в комету ведёт к смерти только с христианской точки зрения. С точки зрения адепта кометной религии, дело обстоит ровно наоборот — погибнут все люди, кроме тех, кто перенесётся в хвост кометы, и получит шанс основать новую человеческую цивилизацию.

    К сожалению, я не нахожу ни малейшего основания считать духовную реальность реальной, простите за каламбур. С одной стороны, у нас нет достоверных свидетельств наличия каких бы то ни было сверхестественных сил. С другой стороны, наличие такого феномена, как религия хорошо объясняется без привлечения дополнительных сущностей. А пример с хананеянскими, маданитянскими и другими детьми для меня показывает, что христианская религия не только ложна, но и эстетически, нравственно отвратительна. Я бы очень хотел, чтобы библию прочитало как можно большее количество людей. Полагаю, это сильно уменьшило бы количество христиан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.